Удар по Ле Корбюзье, удар по Москве

 

4 июня 2024 года правительство Москвы утвердило постановление «Об изменении объединенной охранной зоны памятников истории и культуры № 61…» В нем легализованы снос двух доходных домов XIX – начала ХХ века и строительство на их месте высотного (78 м) объекта, подавляющего всемирно известный памятник конструктивизма авторства Ле Корбюзье – здание Центросоюза. Это градостроительное преступление высшего разряда.

Напомним, что еще в феврале 2017 года «Архнадзор» предупреждал об угрозе появления 58-метровой башни по соседству с шедевром крупнейшего архитектора ХХ века. Тогда президент Фонда Ле Корбюзье в Париже Антуан Пикон обратился к мэру Москвы и министру культуры России с призывом не допустить сокращения охранной зоны дома Центросоюза и строительства небоскреба. Теперь же проектируемая башня подросла еще на 20 метров.

Помимо этого, под угрозой исчезновения оказываются доходные дома рубежа XIX-XX веков (Мясницкая, 41, стр. 6 и 7). Они не только уместны, сомасштабны квартальной застройке, но и обогащают образ проспекта Академика Сахарова, на который выходят. Представляют эстетическую ценность их декоративные элементы, в частности, авторская расстекловка крупных оконных проемов лестничных маршей, размещенных в эркерах со скругленными углами.

Постановлению правительства Москвы предшествовал подписанный 2 февраля этого года Акт государственной историко-культурной экспертизы. Акт посвящен изменению границ объединенной охранной зоны и установлению требований к градостроительным регламентам в границах квартала. Акт подписан экспертами Галиной Павловой (Саратов), Еленой Горожанкиной (Саратов) и Еленой Федосеевой (Москва). Заказчик – ООО «ФИН.КОМ».

По проекту регламентный участок № 13, на котором расположены доходные дома, вырезается из объединенной охранной зоны, оставаясь только в зоне регулирования застройки. В обоснование этой вырезки эксперты пишут следующее (стр. 23):

«…Эти строения первоначально располагались в глубине квартала, на дворовой территории владения, утратившего в середине ХХ в. основные элементы застройки. Сохранившиеся корпуса, строившиеся как дешевое доходное жилье, изначально не имели выраженного архитектурно-художественного оформления… В результате прокладки проспекта Академика Сахарова объемно-пространственная и планировочная структура исторического владения была практически утрачена. В настоящее время торцевые фасады зданий, …а по существу их брандмауэрные стены, выступают на красную линию проспекта и диссонируют с представительным рядом многоэтажных административных зданий, возникших в 1930-1980-е гг. и формирующих фронт застройки проспекта… Данный участок может быть рассмотрен как территория потенциального градостроительного развития, в отношении которой целесообразными являются изменения в целях приведения в соответствие с масштабными параметрами и архитектурно-художественными качествами сложившейся застройки проспекта» (стр. 26-27).

Низкая оценка экспертами качеств доходных домов – конечно, дело их совести и вкуса, но невозможно отрицать, что эти дома – часть историко-градостроительной среды, в которой, согласно закону, и должен сохраняться объект культурного наследия – Дом Центросоюза. Тем более что сам Ле Корбюзье проектировал Центросоюз с учетом сохранения всей окружающей застройки, в том числе и рассматриваемых зданий, запечатленных на его эскизах.

Можно и дальше полемизировать о вкусах, но проще обратиться к нормативным актам. Проекты зон охраны разрабатывается на основании Федерального закона «Об объектах культурного наследия…», подзаконного акта – постановления правительства России «О зонах охраны…», методических указаний, но не только. Менее известен Национальный стандарт (ГОСТ) «Состав и содержание научно-проектной документации проекта зон охраны». Учитывая все действующие нормативы, ГОСТ вводит «термины и определения», исключающие личностную оценку исторической застройки и утверждающие ценность ее существования как таковой. Цитируем пункт 3.14:

«Историческая застройка: Включает в себя всю застройку, появившуюся до развития крупнопанельного домостроения и перехода к застройке жилыми районами и микрорайонами, т.е. до середины 50-х годов XX века.
Примечание — Историческая застройка является одним из элементов исторической среды.»

 

Вернемся к тексту экспертизы. Авторы пишут:

«…Сохранение и регенерация застройки на участке Мясницкая ул., д. 41, стр. 6, 7 не представляются целесообразными, так как она не является историко-градостроительной или природной средой объекта культурного наследия. Ее планировочные, масштабные и стилевые характеристики противоречат градостроительному замыслу формирования фронта застройки просп. Сахарова. Сами здания не обладают самостоятельной историко-культурной ценностью» (стр. 23).

То есть на ГОСТ, прямо указывающий, что такое историческая застройка, эксперты откровенно наплевали. Как и на положения самого Закона, требующего сохранять памятники архитектуры в подлинной историко-градостроительной среде.

Всё это откровенная ложь и подгонка задачи под готовый ответ – любой ценой «протащить», легализовать задуманное здесь коммерческое строительство.

Тем не менее, 4 июня объединенная охранная зона памятников истории и культуры № 61 утверждена постановлением правительства Москвы №1214-ПП. Максимальная высота застройки в границах регламентного участка № 13 составляет 78 м.

То есть уже не эксперты, но городские власти посчитали уместным новое строительство на месте доходных домов, превышающее всю застройку обширного района города в пределах Садового кольца.

Вероятно, небоскреб не противоречит «градостроительному замыслу формирования фронта застройки просп. Сахарова» так, как «противоречат» четырех-пятиэтажные дома.

Нам остается обратиться ко всему профессиональному, экспертному и просто неравнодушному сообществу.

Этот проект, Акт экспертизы и постановление правительства Москвы откровенно противоречат действующим законодательным нормам.

Несомненно, что для жителей города, туристов и будущих поколений принципиально важно сохранение этого квартала в его исторической целостности, в переплетении эпох, как иллюстрации сложной и противоречивой истории XX века. 

«Архнадзор» призывает сообщество специалистов и экспертов, общественных деятелей и депутатов выразить четкую гражданскую и профессиональную позицию. Например, в открытом обращении к президенту Российской Федерации В.В. Путину о пересмотре указанных проекта и постановления, для сохранения историко-градостроительной среды Москвы и соблюдения норм законодательства. Ни уничтожения очередных исторических домов, ни попирания шедевра Ле Корбюзье коммерческой новостройкой нельзя допустить.

 

2 комментария

Мясницкая 41, стр. 1, 3, 6, 7. Доходные дома О.М. Летошневой, архитектор М. Ф. Бугровский 1897.
Такое происходит по всей стране. Многие эксперты хорошо зарабатывают на культурном наследии. Города Дальнего Востока так же страдают. Надо писать предложения на отклонение акта Гикэ, если срок ещё не прошел. Есть опыт.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *