ВДНХ — достопримечательная и неохраняемая территория
Заявление Общественного движения «Архнадзор»
ВДНХ лишена московскими властями статуса особо охраняемой природной территории и в ближайшие дни может лишиться охранной зоны объектов культурного наследия. Вместо этого Выставка получит статус «достопримечательного места»: проект соответствующего приказа Минкультуры РФ уже обнародован. В результате этих изменений на её территории будет легализовано состоявшееся и станет возможно новое строительство, освоение подземных пространств и вырубка деревьев.
«Архнадзор» констатирует, что изменение охранного статуса территории ВДНХ производится федеральными городскими властями Москвы вопреки мнению научного экспертного сообщества. Никаких причин для этого, кроме стремления легализовать новое строительство на этой территории, в том числе под вывеской «воссоздания», не просматривается.
Эксперты Секции по архитектурному наследию советского периода Научно-методического совета при Минкультуры РФ неоднократно заявляли, в том числе и в официальных письмах на имя министра культуры РФ В.Р. Мединского и мэра Москвы С.С. Собянина, о необходимости присвоения комплексу построек ВДНХ статуса архитектурного ансамбля.
Этот вид объекта культурного наследия позволил бы на деле организовать комплексную охрану памятников ВДНХ. Он отражает и саму суть Выставки, всегда развивавшейся по продуманному плану. В 1960-е годы она получила ряд новых павильонов, выдержанных в новой эстетике. При этом планировочная структура, соотношение застроенных и открытых ландшафтных участков в целом сохранялось. В 1993 году ряд зданий ВДНХ были поставлены на госохрану по отдельности – два десятка павильонов, входные группы, фонтаны и несколько ландшафтных элементов. Следующим логичным шагом могло стать увеличение списка охраняемых объектов и объединение их в виде ансамбля. Это позволило бы сохранить Выставку в сложившемся на сегодняшний день виде – не только грандиозные павильоны Главной аллеи, но и комплексы сооружений на периферийных участках.
Статус ансамбля, а также статус особо охраняемой природной территории, который здесь был с 1998 года, не позволяет вести строительство, предписывая сохранение имеющегося. К сожалению, очевидно, что сохранение ВДНХ как сложившегося архитектурно-ландшафтного ансамбля не входит в планы её руководства, а также, очевидно, руководства города. Поэтому Выставке навязывается статус «достопримечательного места», на территории которого официально разрешено новое строительство. С его же помощью будут легализованы уже построенные в нарушение режима охранной зоны сооружения – океанариум (с условием понижения высотной отметки), а также «дворцовое» здание 1990-х гг. на берегу пруда, близ павильона «Кролиководство». Проект границ, режимов использования земель и градостроительных регламентов на территории достопримечательного места «ВСХВ-ВДНХ-ВВЦ» был опубликован 21 апреля для общественного обсуждения. При этом не опубликован (и неизвестно, существует ли он) предмет охраны достопримечательного места – перечень всех обязательных к сохранению элементов и характеристик объекта культурного наследия. Без ясного понимания того, какие строения и элементы ландшафта и планировки, какие характеристики территории войдут в предмет охраны, невозможен полноценный анализ предлагаемого к обсуждению проекта. Тем более что уже по ходу обсуждения первоначально опубликованный 21 апреля текстовый файл проекта был заменен другим, от 22 апреля.
Но даже беглый анализ режимов регламентных участков показывает, что они разрешают демонтаж более сотни небольших строений, а также ряда крупных павильонов ВДНХ (№19, 20, 37, 57). Считаем, что вопросы сохранения или сноса построек ВСХВ-ВДНХ должны рассматриваться широким кругом исследователей и экспертов в открытом обсуждении, предваряя утверждение документа Министерством культуры РФ.
Предлагаемые режимы достопримечательного места разрешают воссоздание около двадцати утраченных построек, а также «возобновление первоначального проектного замысла генплана 1954 года» на Сиреневой аллее. Подобные масштабы воссозданий с освоением подземного пространства приведут к большому проценту «новоделов», что наполнит территорию ВДНХ новыми постройками, выполненными в современных материалах, и приведёт к обесцениванию подлинности сохранившихся сооружений.Проектом допускается освоение подземного пространства на большом количестве регламентных участков, в том числе в запрудной зоне, богатой растительностью, а также во всех случаях воссозданий и нового строительства.
Под угрозой искажения оказываются два основных раздела Выставки – Животноводческий городок и Советская деревня. В Животноводческом городке предстоит застройка участка слева от выводного круга, где разрешается перекрытие двора; встройки за павильонами «Коневодство»; на месте вольеров для собак; за павильоном «Кролиководство» и на месте павильона «Птицеводство». Два последних участка – в зелёной запрудной зоне. Во всех случаях разрешается освоение подземного пространства.
В разделе Советской деревни и образцовых построек колхозного села разрешается снос множества небольших строений 1939-1954 гг. Несмотря на отсутствие самостоятельной историко-культурной ценности у большинства из них и их утилитарное назначение (гаражи для тракторов и сельхозмашин, телятники и коровники), вместе они составляют ткань основного сельскохозяйственного раздела ВСХВ 1939-1954 гг. Замена ряда небольших строений большими объёмами исказит эту часть Выставки и приведёт к утрате ею сложившегося сельского облика и атмосферы, отдельные же сохраняемые постройки получат несомасштабное им окружение («задник»).
На месте здания администрации ВДНХ (строение 230) предстоит новое строительство больших объёмов с освоением подземного пространства. Поблизости от этого участка расположена Арка Северного входа, объект культурного наследия, сохранившийся без перестроек с 1939 г. После встраивания масштабного павильона №75 сразу за аркой в начале 2000-х годов её перспектива была сильно искажена. В случае разрешения постройки нового объёма к северу от арки она окажется «зажата» между современными павильонами, её вид будет окончательно испорчен.
Общественное движение «Архнадзор» призывает Министерство культуры РФ воздержаться от утверждения приказом подобного проекта, как и в целом статуса ВДНХ как достопримечательного места.
Мы считаем необходимым обсуждение вопроса об охранном статусе территории и комплекса построек ВДНХ Научно-методическим советом по культурному наследию при Минкультуры РФ.
Судьба уникального архитектурно-ландшафтного комплекса Выставки – самого крупного архитектурного ансамбля Москвы и одного из самых значимых для всего мира выставочных комплексов ХХ века – как объекта культурного наследия не может зависеть от меняющихся настроений и намерений меняющихся дирекций ВДНХ. Ее должен определить, в полном соответствии с более чем 150-летней отечественной традицией охраны историко-архитектурного наследия, совет квалифицированных профессиональных экспертов.
Идеи коммерческого освоения и «развития» территории ВДНХ должны следовать необходимости сохранения ее богатого наследия, рекомендациям экспертов – а не наоборот, как это происходит на наших глазах в настоящее время.
*********************************************************************************************************************
Приложение
Замечания к градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Достопримечательное место ВСХВ-ВДНХ»
Составлено Ириной Трубецкой
В опубликованном проекте достопримечательного места отсутствует предмет охраны – перечень всех обязательных к сохранению элементов и характеристик объекта культурного наследия. При этом предмет охраны несколько раз упоминается в тексте, как разработанный. Без ясного понимания того, какие строения и элементы ландшафта становятся частью предмета охраны, какие получают статус исторически ценных градоформирующих объектов и что в этом случае подлежит сохранению, невозможен полноценный анализ предлагаемого к обсуждению проекта.
В границы достопримечательного места не вошёл юго-восточный участок, на котором расположены павильоны №69 и №70 (выявленный объект культурного наследия). Между тем, эта территория была присоединена к Выставке в начале 1970-х годов и уже более 40 лет является её неотъемлемой частью. Павильон №70 не только представляет ценность как бывший павильон СССР на Экспо-67, но уже давно стал важной составляющей этой части ВДНХ, формируя её панораму со стороны главной подъездной дороги – проспекта Мира, и должен рассматриваться как часть единого комплекса.
Режим РДМ 2
(Где РДМ = режим достопримечательного места)
Режим регламентного участка 2-6 позволяет реконструкцию павильона №52-53 «Механизация и электрификация» (бывш. «Молодняк крупного рогатого скота») с увеличением плановых габаритов со стороны северо-восточного фасада, а также перекрытие дворового пространства и освоение подземного пространства в треугольнике между павильонами №52-53, 49, 48, 54. Эти постройки входили в число рекомендованных к постановке на госохрану в 2012 г. Во дворе между ними растут деревья. Большую роль здесь имеет визуальное восприятие купола павильона «Космос» (бывший «Механизация и электрификация сельского хозяйства» №32-34), который, открываясь с разных точек в разном масштабе, является неотъемлемой частью перспективы Животноводческого городка. Искажение и застройка дворового пространства нарушат сложившийся облик этой части ВДНХ.
Режим регламентного участка 2-9 разрешает демонтаж строений 174, 174А и 327 (фуражные и обмывочная «Ветеринарии»), а также реконструкцию павильонов 179 и 186 («Свиноводство» 2 и 3) с возможным увеличением их плановых габаритов со стороны двора и реконструкцию павильона 550 «Верблюдоводство». Перечисленные постройки входили в число рекомендованных к постановке на госохрану в 2012г. как компоненты Животноводческого городка.
Режим РДМ 3
В границах регламентного участка 3-4 расположены части строений 36 (павильон «Водное хозяйство») и 284 (ресторан «Золотой колос», объект культурного наследия), допускается разборка этих частей. В отношении части строения 284 разрешается реконструкция с увеличением высотных габаритов до высоты карниза ресторана «Золотой колос», что означает пристройку к объекту культурного наследия и может повлечь изменение восприятия его облика.
В границах регламентного участка 3-5 допускается реконструкция павильона №37 «Птицеводство» с освоением подземного пространства и «ограничением высотных параметров на основе выводов ландшафтно-визуального анализа», что означает снос существующего здания. Расположенный в зелёной зоне ВДНХ, поблизости от границы с Ботаническим садом, в окружении сосен, павильон выстроен в 1972г. с применением ведущих технологий своего времени и был рассчитан на образцовое содержание птиц. Новое строительство на его месте с освоением подземного пространства может нанести ущерб запрудной части Выставки.
Регламентный участок 3-6: допускается возобновление «элемента первоначального проектного замысла генерального плана ВДНХ 1954 г.» с освоением подземного пространства при этом. Фактически это означает новое строительство между Сиреневой и Липовой аллеями, в непосредственной близости от объектов культурного наследия (павильонов №61, 62). Воссоздание проектного замысла прошлых лет, постройки, которой никогда не существовало на Выставке, к тому же с освоением подземной части под ней, противоречит этике сохранения объектов культурного наследия и ведёт к авторским докомпоновкам сложившейся исторической территории.
Регламентный участок 3-12 предусматривает освоение подземного пространства. При этом северо-восточным углом участок выходит на площадь Промышленности, а в непосредственной близости от его северной границы расположен павильон №25 «Нефть» (входил в число рекомендованных к постановке на госохрану в 2012 г.). В случае устройства подземной парковки под нужды океанариума или иных целей сохранность павильона №25 может оказаться под угрозой. Кроме этого, на участке сохраняется мачта – напоминание о павильоне «Судостроение», в случае воссоздания стилизованной надписи ей может быть возвращена роль одного высотных акцентов этой части Выставки.
Регламентный участок 3-15 предусматривает снос служебных построек за павильоном №44 «Кролиководство» (объект культурного наследия) и новое строительство на их месте высотой до 10 метров с освоением подземного пространства. Новое строительство предполагается в зелёной (запрудной) зоне Выставки, в непосредственной близости от пруда №5 и от объекта культурного наследия, представляющего собой вариацию на тему паркового павильона в стиле Ренессанса. После разборки поздних строений за павильоном «Кролиководство» желательно отремонтировать и приспособить небольшие вспомогательные постройки одновременные головному павильону и оставить местность незастроенной, как часть спуска к воде. Возведение нового объёма можно производить на соседнем участке с северной стороны, после разборки там ряда хозяйственных построек (№143, 149-158 и др.).
Регламентный участок 3-16 разрешает снос ряда небольших построек раздела «Новое в деревне» — части ВСХВ 1939 г. и новое строительство на их месте высотой до 15,5 метров с освоением подземного пространства. Регламентный участок 3-18 позволяет снос ряда построек разделов «Новое в деревне» и «Типовая усадьба Машинно-тракторной станции» с последующим строительством высотой до 20 метров и освоением подземного пространства. Регламентный участок 3-19 позволяет снос всех расположенных в его границах построек раздела «Типовая усадьба МТС» (кроме здания АТС, строение 546) и последующее строительство высотой до 16 метров. Несмотря на отсутствие самостоятельной историко-культурной ценности у большинства построек данных локальных тематических комплексов Выставки и их утилитарное назначение (гаражи для тракторов и сельхозмашин, телятники и коровники), вместе они составляют ткань основного сельскохозяйственного раздела ВСХВ 1939-1954 гг. Замена ряда небольших строений большими объёмами исказит эту часть Выставки и приведёт к утрате ею сложившегося сельского облика и атмосферы, отдельные же сохраняемые постройки – строение 84 («Колхозный дом культуры», выявленный объект культурного наследия), строение 63 («Машинно-тракторная мастерская», рекомендована к постановке на госохрану в 2012г.) и другие получат несомасштабное им окружение («задник»).
Учитывая, что вдоль Совхозного проезда располагается ряд первоначальных построек ВСХВ 1939 г., необходимо их сохранить в целостности как элемент первого периода Выставки. Наряду с сохраняемыми строениями №319 «Типовой свинарник», 251 «Помещение для молодняка крупного рогатого скота, 441 «Двухрядный коровник», важно сохранить (при условии капремонта с реставрацией по фасадам) строения №331 «Типовой телятник», 452 «Четырёхрядный коровник», а также башни при них. Все обозначенные строения в 2012 г. были рекомендованы к постановке на госохрану.
В разделе «Типовая усадьба Машинно-тракторной станции» с условием капремонта, реставрацией по фасадам и конструкций заслуживают сохранения строения 88, 89, 166, а также сохранившаяся не перестроенной водонапорная башня (строение 91).
Режим РДМ 4
Регламентный участок 4-1 (1, 2, 3, 4) предусматривает строительство новых объёмов с масштабным освоением подземного пространства. Ранее здесь находились некапитальные разборные сооружения Ярмарки ВДНХ СССР, а до середины 1960-х гг. образцовые участки полей севооборота и полезащитных лесных полос. Встраивание нового объёма нарушит композицию этой части Выставки.
Регламентные участки 4-2 – 4-8 предусматривают воссоздание двенадцати утраченных павильонов, имевшихся на Выставке в 1950-е гг.: «Садоводство», «Картофелеводство», «Пчеловодство», «Главликёрводка», «Киргизская ССР», «Центральные области», «Башкирская АССР», «Туркменская ССР», «Урал», «Дальний Восток», «Чайхона», «Кинотеатр». Несмотря на значимость данных павильонов для ВСХВ 1954 г., подобные масштабы воссоздания с освоением подземного пространства приведут к обесцениванию понятия подлинности сохранившихся построек. Сложившийся сегодня подход к историческим сооружениям и территориям предполагает сохранение их в дошедшем до нас виде, с учётом утрат и наслоений, не приветствуя строительство новоделов.
Регламентный участок 4-11 позволяет новое строительство с освоением подземного пространства в Животноводческом городке за павильонами Коневодства №40, 41. Между тем указанные павильоны, по стилю относящиеся к советскому ампиру, – потенциальные объекты культурного наследия и были рекомендованы к постановке на госохрану в 2012 г. Они расположены на гребне пологого берега запруженной реки Каменки, напротив пруда №4. Строительство с подземной частью поблизости от них и от прудов недопустимо и может негативно повлиять на сложившийся рельеф этой части Выставки.
Регламентный участок 4-12 позволяет снос строения 571 (вольеры для собак) и строительство на их месте с освоением подземного пространства с целью «формирования комплекса застройки… на месте сооружений бывшего павильона «Собаководство»». Довольно большой по площади участок под застройку находится между павильоном Коневодства №43 и Кольцевой дорогой, напротив утраченного объекта культурного наследия, павильона «Охота и звероводство» №45 (от сгоревшей постройки 1939 г. осталась скульптурная группа). Встраивание нового объёма с подземной частью исказит сложившийся облик Животноводческого городка, визуальное восприятие павильона №43, являющегося частью локального комплекса Коневодства, будет также нарушено. Важно отметить, что утраченный павильон «Собаководство» по площади представлял собой гораздо меньше, чем 70% участка 4-12 (параметр, регламентирующий возможную площадь застройки) и располагался в глубине узкой полоской параллельно линии вольеров.
Режим РДМ 5
Регламентный участок 5-7 позволяет реконструкцию и снос здания дирекции ВДНХ (строение 230) с изменением архитектурного облика и увеличением плановых габаритов и с освоением подземного пространства, при этом максимальный процент застройки участка не устанавливается. Это может привести к встраиванию нового объёма, гораздо большего по площади, чем имеющееся здание. При этом на близком расстоянии к востоку от него расположена Арка Северного входа, объект культурного наследия, сохранившийся без перестроек с 1939 г. После встраивания масштабного павильона №75 сразу за аркой в начале 2000х гг. её перспектива была сильно искажена. В случае разрешения постройки нового объёма к северу от неё, она окажется «зажата» между современными павильонами, её вид будет окончательно испорчен. Учитывая, что здание администрации выстроено в середине 1970х гг. в нейтральном архитектурном решении и колористически сочетается с Аркой Северного входа, считаем уместным рекомендовать его капремонт без увеличения габаритов и освоения подземного пространства.
Режим РДМ 6
Регламентный участок 6-1 (1, 2, 3) позволяет снос павильона №20 «Химическая промышленность» и воссоздание утраченных сооружений: павильона «Совхозы», малого кинотеатра и открытой эстрады. При этом допускается освоение подземного пространства и перекрытие открытой эстрады. Регламентный участок 6-3 (1, 2) позволяет снос павильона №57 и воссоздание находившихся на этом месте павильонов «Зерно» и «Северо-восточные области» с освоением подземного пространства. Регламентный участок 6-4 позволяет снос павильона №19 и новое строительство на его месте с освоением подземного пространства, при этом максимальная высота не устанавливается, а разрешённый процент застройки участка – 90%. Считаем недопустимым снос павильонов периода модернизма, отражающих значительный этап в истории развития ВДНХ. Также недопустимы подобные масштабы строительства и освоения подземного пространства по сторонам от Главной аллеи, являющейся объектом культурного наследия – разрешение постройки нового объёма больших размеров на месте павильона №19 исказит вид основной оси Выставки.
На регламентном участке 6-2 расположено недавно выстроенное без согласований и в нарушение режима охранной зоны здание океанариума высотой около 30 метров. Режим участка предписывает реконструкцию или разборку «по факту отсутствия историко-культурной ценности и/или аварийного/неудовлетворительного технического состояния, подтвержденных в установленном порядке, с последующим строительством, предусматривающим уменьшение существующих высотных габаритов объекта в целях снижения его негативного воздействия на визуальное восприятие объектов культурного наследия». Максимально допустимая высотная отметка – 9/12 метров. Отмечая положительную тенденцию к уменьшению высоты постройки в случае её реконструкции, важно отметить, что только что выстроенное сооружение вряд ли будет признано аварийным в ближайшие годы. Считаем необходимым изменить формулировку на прямое предписание провести реконструкцию с уменьшением высоты вне зависимости от технического состояния, опираясь на то, что сооружения подобной высоты не было ранее в этой части Выставки.
Фото: Сергей Клычков, Борис Бочарников
4 комментария