«Долой историческую среду памятников!»

Проекты зон охраны из актов экспертиз

Именно этим лозунгом, похоже, руководствовались эксперты Ирина Вячеславовна Крымова, Виктор Евгеньевич Тихонов и Светлана Леонидовна Шаповалова. Хлопотная выдалась у них декада: с 10 по 20 марта они рассмотрели 37 отчетов по историко-культурным исследованиям и по выполнению визуально-ландшафтного анализа. На проекты зон охраны 20 марта они подписали акты госэкспертизы. Что их объединяет? Почти все проекты зон охраны нарисованы лишь с незначительным отступом от границ территорий памятников. Иногда разрешается реконструировать примыкающие строения. Например, дом, примыкающий к ограде церкви Спаса Нерукотворного в Большом Свинорье («новая» Москва). До высоты в 15 метров, а это приблизительно 5 этажей…

Напомним, что по закону зоны охраны предназначены для сохранения объектов культурного наследия в их исторической градостроительной или природной среде. А как можно сохранить эту среду, когда зон охраны практически нет?

Почти все эти зоны регулирования застройки находятся рядом с храмами. Вообще «порядок» в зонах охраны наводили именно для церквей, усадеб, объектов транспорта и чуть-чуть для городской застройки.

Рассматриваемые акты госэкспертизы в основном относятся к «новой» Москве. Объединяет их и заказчик: Мастерская историко-градостроительных исследования (ООО «МИГИ»).
Такой формальный подход — циничное издевательство над законом и здравым смыслом, извращение самого понятия зон охраны.

Так, усадьба Бергов в «новой» Москве, объект нашей Красной книги, должна превратиться в коттеджный поселок. У нее сохраняется лишь два пятна территории памятника, хотя по факту памятник один, с единым названием. Территория, которая застраивается между ними, по логике должна была получить какую-никакую зону регулирования застройки, но увы.

Большинство рассмотренных экспертами объектов — сельские церкви, некоторые из которых с кладбищами.
Такие как церковь Святителя Николая Чудотворца в поселке Вороновское

И если эти кладбища не были ранее включены в территорию памятника, они не получили никакой защиты в зонах охраны. Кроме того, вокруг сельских храмов важно сохранить малоэтажную застройку и открытое пространство для обеспечения традиционных визуальных связей. Ни в одном проекте это не реализовано.

37 экспертиз за 11 дней. Такая «скорострельность» экспертов может говорить только об одном: это чисто формальная работа по легализации проектов зон охраны, которые ничего не охраняют. Неудивительно, что если изготовление подобных проектов продолжится такими же «стахановскими» темпами, памятники с урезанными зонами охраны вскоре полностью лишатся своего исторического окружения. И совершенно очевидно, что за мутной проектной конторой — заказчиком экспертиз — стоит собянинская мэрия (проекты разрабатываются на бюджетные деньги), цинично решившая уничтожить последний законный инструмент сохранения исторической среды объектов культурного наследия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *