- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Третий удар «у Харитонья в переулке»

[1]

Павел Хоровский

Московская стройиндустрия добралась до приходского дома церкви Харитония в Огородниках (Большой Харитоньевский переулок, 13А, стр. 10).

На его место нацелился жилищный комплекс «Veil» от небезызвестного «MR Group» — одного из крупнейших московских девелоперов со специализацией на «элитном сегменте». Его аппетит к исторической застройке известен. Наиболее громкий пример последних лет – ЖК «Nicole» на заповедной Никольской улице. Сумев продавиться через режим объединенной охранной зоны, девелопер сносит до фасада Чижевское подворье, надстраивает его вычурными крышами текучих форм, плотно обстраивает немногие здания-объекты культурного наследия корпусами, похожими на колонии морских существ.

[2]

В Большом Харитоньевском та же бионика. Вместо уютного московского дома в четыре этажа с историей (постройка 1888 года, надстройка 1910 года, инженер Э.Ф. Флейснер) продвигается волнистая кирпичная стена в девять этажей, похожая то ли на термитник, то ли на подводный риф. Высотный уровень уже задан соседним корпусом РАНХиГС, и его намереваются превзойти. Новое здание будет еще сильнее подавлять историческую застройку с ее памятью о Пушкине.

[3]

…Огородная слобода Земляного города была одной из крупнейших дворцовых слобод XVII века. Располагалась она у вершины Сретенского холма, где брали свои истоки московские речки Черногрязка и Рачка. Тут на хороших почвах дворцовые огородники растили овощи на царский обиход. Главным храмом слободы была церковь Харитона (Харитония) Исповедника. Единственный храм такого посвящения в Москве. Построенный в середине XVII века, он явился заметным образцом московского узорочья, расцветшего при Алексее Михайловиче. Царь почитал храм, посвященный святому Харитону, в том числе потому, что его венчание на царство приходилось именно на день памяти этого святого (28 сентября по старому стилю). Благодаря особому монаршему попечению храм имел иконы и царские врата работы мастеров Оружейной палаты.

В XVIII-XIX веках храм был приходским для аристократических кварталов между Мясницкой и Покровкой — улицами, по которым монаршие особы следовали в загородные дворцы в Покровском-Рубцове, Измайлове, Лефортове. Самый известный здешний прихожанин — конечно, юный Пушкин, родители которого в 1801-1808 годах нанимали квартиры по разным адресам в Большом Харитоньевском переулке. Сохранился главный здешний адрес Пушкиных – роскошные палаты Юсуповых (дом 21). Семья снимала «средний» дом усадьбы, нынешнее левое крыло палат. Не удивительно, что поэт привел свою Татьяну в места детства:

«В сей утомительной прогулке

Проходит час-другой, и вот

У Харитонья в переулке

Возок пред домом у ворот

Остановился…»

Московское предание называло домом Татьяны Лариной маленький деревянный дом на углу Большого и Малого Харитоньевских переулков. Он не сохранился. Это место напротив Харитоньевской церкви, колокола которой будили Татьяну поутру:

«И ранний звон колоколов,

Предтеча утренних трудов,

Ее с постели подымает.

Садится Таня у окна.

Редеет сумрак; но она

Своих полей не различает:

Пред нею незнакомый двор,

Конюшня, кухня и забор».

К началу ХХ века храм Харитона Исповедника был композицией узорочного четверика XVII века, колокольни переходной архитектуры от узорочья к барокко и ампирной трапезной 1830-х годов. Поскольку прихожане были люди небедные и образованные, храм в конце XIX века прошел реставрацию, в которой принимал участие как консультант историк Иван Забелин. Приход завел даже небольшой собственный музей, где выставлялись различные церковные древности.

[4]

Ни архитектурная ценность здания, ни культурная деятельность прихода не спасли храм от уничтожения в годы антирелигиозных гонений. Церковь была закрыта и снесена в 1930-е. Уцелел только иконостас, перемещенный в Покровский храм Духовной академии в Троице-Сергиевой лавре. На месте храма, как было принято в те годы, демонстративно построена советская школа – «очаг просвещения вместо источника религиозного дурмана». Это был первый удар по духовной, культурной и исторической памяти места. В те же годы уничтожены другие храмы Огородной слободы – Николая Чудотворца в Мясниках и Трех Святителей у Красных ворот.

[5]

Здание школы №613 ненадолго пережило СССР. Последние годы его занимало медицинское училище. В 1990-х годах школьное здание было снесено, на его месте появился [6] «объект незавершенного строительства» под вывеской «Гимназия Кирилла и Мефодия». Снесли и это здание.

На его месте, следовательно, на месте храма, вырос новый корпус РАНХиГС в образе шкафа-этажерки с книжными корешками — межоконными простенками. Не лишенное элегантности, здание слишком крупно для своего градостроительного окружения. Авторы проекта, конечно, понимали это и придали семи наземным этажам вид трех. О Пушкине, конечно, не забыли: одна из «книжек» на фасаде – с его именем и даже расположена у входа. О старинной Харитоньевской церкви — трехсотлетней духовной и градостроительной доминанте места — проектировщики предпочли забыть.

А ведь ее фундамент частично сохранялся еще в 2010 году. Раскопки на участке проводились дважды — в 1990-е перед строительством «гимназии» и в 2010-м перед строительством РАНХиГС. Последними раскопками были обнаружены белокаменные блоки церковного фундамента и многочисленные захоронения приходского некрополя. После раскопок по всему периметру участка вырыли глубокий котлован, и никакой археологии на месте не осталось. Это был второй удар по историческому, подлинному храму.

И вот теперь третий удар – угроза церковному дому.

Какая сила стирает память о церкви Харитона Исповедника в Огородниках? Ее не вымарать только из текста «Евгения Онегина». И сохраняются названия двух переулков. В отсутствие фундамента было бы справедливо отметить память церкви часовней или знаком.