Ложь во снесение
На сайте Мосгорнаследия для общественного обсуждения опубликована очередная экспертиза “раздела об обеспечении сохранности объектов культурного наследия” при проведении строительных работ.
Речь о бывшем заводе “Памяти революции 1905 года”, ранее — мастерских Московско-Смоленской железной дороги, объекте нашей Красной книги, по адресу: Пресненский вал, 27.
Казалось бы рутинная процедура, выполненная с заботой о сохранности двух корпусов завода — строений 6 и 7.
На самом деле, автор экспертизы Роман Романов (кстати, в акте отсутствуют сведения о его аттестации) своей подписью легализует откровенную ложь.
Ради нового строительства планируется снести больше половины строения 6. О какой “сохранности” можно говорить?
История этого циничного обмана тянется с 2020 года, когда территория бывшего завода была продана компании “ПИК” под застройку. Для наглядности — сравнение трех картинок. На первой — территория выявленного памятника (сформирована приказом Мосгорнаследия № 403 от 15.05.2019). Строение 6 было включено в ее границы целиком (под номером 2 на плане).
На второй картинке — сильно сокращенная другим приказом Мосгорнаследия (№ 477 от 12.11.2021) территория памятника, в границы которой попадает меньше половины строения 6 — только его южная часть.
Наконец, “вишенка на торте” — картинка из обсуждаемой экспертизы, где на месте сносимой северной части строения 6, лишенной охранного статуса, проектируется новое строительство — очередная ПИКовская высотка, так называемая “башня Рубена”.
Ну, Вы все поняли…
Сокращение охраняемой территории в 2021 году обосновано нигде не опубликованным “исследованием” по заказу застройщика. В нем некие анонимные “специалисты” посчитали часть строения “не представляющим ценности”. Весьма вероятно, назвали “поздней пристройкой”. Хотя северный фасад строения 6, обращенный к железнодорожным путям и видимый из вагонов поездов и с перронов Белорусского вокзала (см. фото), оформлен так же, как и южный фасад. Более того, изначально именно северный фасад был главным, “парадным”. Тому есть подтверждение в самом тексте экспертизы : “Основу композиции составлял корпус для механического отделения и столярной мастерской, вытянутый вдоль путей железной дороги и обращенный к ним главным фасадом” (страница 5 акта экспертизы).
Следовательно, заказанное застройщиком “исследование” — очевидная фальшивка, цель которой – сокращение территории памятника ради сноса части исторического корпуса и нового строительства.
Повторилась манипуляция, ранее опробованная на территории другого завода, Бадаевского. Где памятниками были признаны лишь части двух заводских корпусов, чтобы остальное можно было “законно” снести ради нового строительства.
Общественное обсуждение экспертизы продлится до 19 марта, еще есть возможность высказать свое отношение как к продажному “эксперту”, так и к Мосгорнаследию, чья роль в данном случае сводится к легализации научного подлога.
Сносы начались до окончания срока обсуждения экспертизы. На заглавном фото, сделанном сегодня, 18 марта 2025 года, отсутствует пристройка к корпусу 6 и видно, что пробита закладка въездной арки. Вероятно, для выноса металлолома (внутри был мостовой кран).