- Архнадзор - http://www.archnadzor.ru -

Когда они остановятся

[1]

Градостроительство Москвы XXI века покушается на символы города

Опубликовано на сайте «Хранители Наследия [2]»

Константин Михайлов

Когда же они остановятся, уймутся, умерят амбиции? Те, кто распоряжается, решает, определяет, где в Москве что строить и что сносить. Я не знаю их имен, но думаю, что на самом деле это отнюдь не только мэр Сергей Собянин и главный архитектор Сергей Кузнецов.

И когда и где эти неведомые мне «они» остановятся – я, конечно, не знаю. Думаю, однако, что примерно тогда, когда построят один небоскреб в Кремле на Соборной площади, а другой – посредине площади Красной. И Дворец Съездов заодно реконструируют, чтобы вмещал втрое больше народу, а сверху взгромоздят какую-нибудь башенку с золотым куполом.

Ну и на Моховой и на Манежной воткнут пару свечек – для поддержания ансамбля.

Я не утрирую, пробный шар-то уже пару лет назад запускали [3] в виде «Золотого небоскреба» рядом с Кремлем, причем на профессиональной выставке «АрхМосква».

[4]

Но тут дело не в деньгах, не в золотых квадратных метрах, даже не в престиже. Термин «архитектурная доминанта» из учебников по градостроительству на обычный язык переводится просто. Доминанта у них – от слова «доминировать». Победить всех и взгромоздить над городом зримое воплощение своего господства. Выше прежних символов. На месте прежних символов.

Примерно так проектировали и строили идеологи и зодчие «столицы мирового коммунизма» в 1930-х – Дворец Советов обязательно на месте храма Христа Спасителя, ДК ЗИС – на месте взорванного Симонова монастыря и т.д. Но у тех в головах хотя бы была идея, большой проект, большой стиль. А здесь идей никаких, кроме блеяния о том, например, что СЭВ – «обычное офисное здание [5], которое с учетом современных технологий не является комфортным».  Или о том, что Цирк на проспекте Вернадского нужно «превратить в многофункциональную площадку формата lifestyle [6], где люди смогут проводить весь день, а не только пару часов».

Поневоле вспомнишь бессмертный фильм про царя-управдома: «Когда вы говорите, Иван Васильевич, впечатление такое, что вы бредите». Люди просто не понимают, о чем говорят. На что замахиваются.

Я не большой, конечно, любитель столичного Нового Арбата и с удовольствием видел бы на родном месте Собачью площадку и особняки «московского Сен-Жермена», а на месте СЭВа – взорванный собор Новинского монастыря. Но что случилось в ХХ веке, то случилось. Такова наша московская история. Как бы ни жаль было дом Хомякова и ампирный фонтан перед ним, нельзя не сознавать, что Новый Арбат и СЭВ – один из крупнейших и целостных градостроительных ансамблей Москвы ХХ века. А СЭВ – не только важнейшая часть этого ансамбля, а один из символов Москвы. Как и Цирк на проспекте Вернадского. Не только Москвы ХХ века. Это уже символы тысячелетней Москвы, из истории которой ХХ век невозможно вычеркнуть.

А покушение на символы Москвы – это покушение на Москву.

И теперь нам, как в карточном фокусе, предлагают влепить на место СЭВа, в стержневую точку градостроительного ансамбля, в перспективу Нового Арбата и Кутузовского проспекта, любую из колоды картинок с разномастными и разноцветными небоскребами, т.е. архитектурно взорвать этот ансамбль и целый кусок города вокруг. Заодно принизить Дом правительства новой высотной доминантой.

[7]  [8]

[9]   [10]

[11]  [12]

А на месте благородного и стильного Цирка рисуют какой-то восточный базар или фантазию на тему ханского дворца в столице Золотой Орды.

[13]

[14]  [15]

Это нельзя воспринимать как шутку или постмодернистскую игру. Это покушение. Это разрушение ансамблей и облика целых районов. Это архитектурно-градостроительная диверсия. Это нельзя оставлять безнаказанным. За это надо бить по рукам.

Но кто будет бить? Идей, как я сказал, не прослеживается, но амбиций и околовластных рычагов у интересантов, видимо, хоть отбавляй. Противодействие в таких случаях, как правило, порождает стремление любой ценой довести задуманное до конца. Снести то, что захотели снести, под любым предлогом. Удавшееся противодействие – порождает желание отомстить. Помните, пятнадцать лет назад всем миром отстаивали Санкт-Петербург от небоскреба на Охте? Отстояли. Как думаете, случайно через несколько месяцев после этого была упразднена и расформирована Росохранкультура, и специализированного федерального ведомства по охране культурного наследия с тех пор так и нет и не предвидится? Как считаете, федеральные и столичные госслужащие, ответственные за архитектуру и охрану памятников, усвоили этот урок?

Но я ведь неточно выразился. Никто ничего не «предлагает». Нам просто говорят: будет снесено. Будем строить новое. Будет вам lifestyle, наслаждайтесь.

Из той же оперы – замаскированный под исполнение президентских поручений фактический слом [16] законодательства об охране памятников.  Чтобы не путалось под ногами.

В архитектурной истории Москвы начался «не календарный, настоящий» XXI век. Еще несколько лет такого градостроительства – и все архитектурные забавы покойного Юрия Михайловича Лужкова покажутся детскими шалостями, а его башенки и «московский стиль» начнут вызывать ностальгию. При Лужкове, кстати, хотя бы архитектурные советы действовали, и он сам на них ходил и в дискуссиях участвовал.

Я далек от таких иллюзий, чтобы призывать сейчас к прямому президентскому управлению московским градостроительством, на том основании, что Москва – столица. Президенту и без того есть чем заняться.

Но вот что точно нужно сносить и строить заново – это нынешнюю московскую систему принятия и воплощения в жизнь архитектурных и градостроительных решений. Она порождает монстров, она покушается на символы города, она превращает его в винегрет Нью-Йорка с Дубаем, оторванный и от исторических, и от национальных, и от художественных корней.

И кстати, еще о Лужкове. Движение общественного сопротивления его градостроительству кристаллизовалось, возвысило голос и обрело силу именно тогда, когда он стал покушаться на символы города, с детства привычные и родные – «Военторг», «Детский мир», гостиницу «Москва».

Иллюстрации: телеграм-канал мэра Москвы; тг-канал «Недвижимость-инсайды»; WikimediaCommons

1 Comment (Open | Close)

1 Comment To "Когда они остановятся"

#1 Comment By нарниец On Понедельник, Март 3, 2025 @ 21:29

«Формула» сносного беспредела проста: раскачанный маховик «индустрии сноса» плюс лёгкость и доступность уже разработанных много ранее (не ими!) строительных технологий и техники (не в ручную же строят, и даже не сами, а проекты — что стоит сварганить на компьютерных болванках по уже готовым расчётам из компа).
Лужков в последние годы мэрства производил впечатление уже совершенно немощного в плане влияния на градостроительные вопросы, Собянин — сдал позиции гораздо раньше: создаётся впечатление, что всё что не придумают сносчики самое бредовое, самое вредительское всё он скушает, на всё он согласится… Хотя, наверное, просто самоустранится. Даже Лужков мог сказать как отрезать: такому-то прожекту не быть, а вот Собянина, наверное, даже и спрашивают?