Когда они остановятся

Градостроительство Москвы XXI века покушается на символы города

Опубликовано на сайте «Хранители Наследия»

Константин Михайлов

Когда же они остановятся, уймутся, умерят амбиции? Те, кто распоряжается, решает, определяет, где в Москве что строить и что сносить. Я не знаю их имен, но думаю, что на самом деле это отнюдь не только мэр Сергей Собянин и главный архитектор Сергей Кузнецов.

И когда и где эти неведомые мне «они» остановятся – я, конечно, не знаю. Думаю, однако, что примерно тогда, когда построят один небоскреб в Кремле на Соборной площади, а другой – посредине площади Красной. И Дворец Съездов заодно реконструируют, чтобы вмещал втрое больше народу, а сверху взгромоздят какую-нибудь башенку с золотым куполом.

Ну и на Моховой и на Манежной воткнут пару свечек – для поддержания ансамбля.

Я не утрирую, пробный шар-то уже пару лет назад запускали в виде «Золотого небоскреба» рядом с Кремлем, причем на профессиональной выставке «АрхМосква».

Но тут дело не в деньгах, не в золотых квадратных метрах, даже не в престиже. Термин «архитектурная доминанта» из учебников по градостроительству на обычный язык переводится просто. Доминанта у них – от слова «доминировать». Победить всех и взгромоздить над городом зримое воплощение своего господства. Выше прежних символов. На месте прежних символов.

Примерно так проектировали и строили идеологи и зодчие «столицы мирового коммунизма» в 1930-х – Дворец Советов обязательно на месте храма Христа Спасителя, ДК ЗИС – на месте взорванного Симонова монастыря и т.д. Но у тех в головах хотя бы была идея, большой проект, большой стиль. А здесь идей никаких, кроме блеяния о том, например, что СЭВ – «обычное офисное здание, которое с учетом современных технологий не является комфортным».  Или о том, что Цирк на проспекте Вернадского нужно «превратить в многофункциональную площадку формата lifestyle, где люди смогут проводить весь день, а не только пару часов».

Поневоле вспомнишь бессмертный фильм про царя-управдома: «Когда вы говорите, Иван Васильевич, впечатление такое, что вы бредите». Люди просто не понимают, о чем говорят. На что замахиваются.

Я не большой, конечно, любитель столичного Нового Арбата и с удовольствием видел бы на родном месте Собачью площадку и особняки «московского Сен-Жермена», а на месте СЭВа – взорванный собор Новинского монастыря. Но что случилось в ХХ веке, то случилось. Такова наша московская история. Как бы ни жаль было дом Хомякова и ампирный фонтан перед ним, нельзя не сознавать, что Новый Арбат и СЭВ – один из крупнейших и целостных градостроительных ансамблей Москвы ХХ века. А СЭВ – не только важнейшая часть этого ансамбля, а один из символов Москвы. Как и Цирк на проспекте Вернадского. Не только Москвы ХХ века. Это уже символы тысячелетней Москвы, из истории которой ХХ век невозможно вычеркнуть.

А покушение на символы Москвы – это покушение на Москву.

И теперь нам, как в карточном фокусе, предлагают влепить на место СЭВа, в стержневую точку градостроительного ансамбля, в перспективу Нового Арбата и Кутузовского проспекта, любую из колоды картинок с разномастными и разноцветными небоскребами, т.е. архитектурно взорвать этот ансамбль и целый кусок города вокруг. Заодно принизить Дом правительства новой высотной доминантой.

 

 

 

А на месте благородного и стильного Цирка рисуют какой-то восточный базар или фантазию на тему ханского дворца в столице Золотой Орды.

 

Это нельзя воспринимать как шутку или постмодернистскую игру. Это покушение. Это разрушение ансамблей и облика целых районов. Это архитектурно-градостроительная диверсия. Это нельзя оставлять безнаказанным. За это надо бить по рукам.

Но кто будет бить? Идей, как я сказал, не прослеживается, но амбиций и околовластных рычагов у интересантов, видимо, хоть отбавляй. Противодействие в таких случаях, как правило, порождает стремление любой ценой довести задуманное до конца. Снести то, что захотели снести, под любым предлогом. Удавшееся противодействие – порождает желание отомстить. Помните, пятнадцать лет назад всем миром отстаивали Санкт-Петербург от небоскреба на Охте? Отстояли. Как думаете, случайно через несколько месяцев после этого была упразднена и расформирована Росохранкультура, и специализированного федерального ведомства по охране культурного наследия с тех пор так и нет и не предвидится? Как считаете, федеральные и столичные госслужащие, ответственные за архитектуру и охрану памятников, усвоили этот урок?

Но я ведь неточно выразился. Никто ничего не «предлагает». Нам просто говорят: будет снесено. Будем строить новое. Будет вам lifestyle, наслаждайтесь.

Из той же оперы – замаскированный под исполнение президентских поручений фактический слом законодательства об охране памятников.  Чтобы не путалось под ногами.

В архитектурной истории Москвы начался «не календарный, настоящий» XXI век. Еще несколько лет такого градостроительства – и все архитектурные забавы покойного Юрия Михайловича Лужкова покажутся детскими шалостями, а его башенки и «московский стиль» начнут вызывать ностальгию. При Лужкове, кстати, хотя бы архитектурные советы действовали, и он сам на них ходил и в дискуссиях участвовал.

Я далек от таких иллюзий, чтобы призывать сейчас к прямому президентскому управлению московским градостроительством, на том основании, что Москва – столица. Президенту и без того есть чем заняться.

Но вот что точно нужно сносить и строить заново – это нынешнюю московскую систему принятия и воплощения в жизнь архитектурных и градостроительных решений. Она порождает монстров, она покушается на символы города, она превращает его в винегрет Нью-Йорка с Дубаем, оторванный и от исторических, и от национальных, и от художественных корней.

И кстати, еще о Лужкове. Движение общественного сопротивления его градостроительству кристаллизовалось, возвысило голос и обрело силу именно тогда, когда он стал покушаться на символы города, с детства привычные и родные – «Военторг», «Детский мир», гостиницу «Москва».

Иллюстрации: телеграм-канал мэра Москвы; тг-канал «Недвижимость-инсайды»; WikimediaCommons

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *