Не имеет ценности в связи с утратой

Tема выявленных памятников, не попавших в реестр, неисчерпаема. На этот раз поговорим о части ансамбля усадьбы Баташевых на Швивой горке (Яузская улица, 11/6). А именно, о «фрагменте галереи парадного двора, 1796-1804 гг.».  

Крытая галерея находилась в усадьбе, построенной для Ивана Родионовича Баташева, одного из крупнейших промышленников России. В конце XVIII века он скупил несколько участков на склоне Таганского холма, чтобы построить московскую резиденцию. На момент строительства это была одна из крупнейших усадеб Москвы.

Дом отличался невиданной роскошью. Недаром в нем разместился после вступления наполеоновских войск в Москву Иоахим Мюрат, командовавший авангардом французской армии. Несколько дней здесь размещался штаб Неаполитанского короля, известного своей склонностью к богатым интерьерам и одеждам. Именно сюда к Мюрату приводят Василия Перовского в романе Г.П. Данилевского “Сожженная Москва”. Усадьба пострадала в пожаре и была разграблена. После изгнания французов отремонтирована и частично перестроена.

От Ивана Родионовича усадьба перешла его любимой внучке Дарье Ивановне, которая была  замужем за героем войны 1812 года генералом Дмитрием  Дмитриевичем Шепелевым (его портрет висит в Военной галерее Зимнего дворца).

Затем — к их дочери Анне Дмитриевне, жене князя Льва Григорьевича Голицына. В 1880-е годы усадьба была выкуплена в казну, и здесь открылась больница для чернорабочих. В советское время больница получила название «имени Всемедикосантруда», сокращенно «Медсантруд». В наше время это городская клиническая больница №23 имени И.В. Давыдовского.

Кто был автором проекта усадьбы, неизвестно. Есть предположения, что Василий Баженов или Родион Казаков. Называют даже фамилию французского архитектора Шарля де Вайи. Доподлинно известно только то, что руководил работами крепостной архитектор Михаил Кисельников. 

Этот ансамбль — один из лучших памятников московского классицизма, объект культурного наследия федерального значения. В основном усадьба сохранила образ рубежа XVIII-XIX веков. И только крытая галерея парадного двора была разобрана в процессе приспособления усадьбы под больницу.

 

Сегодня специалистам неизвестно, как  выглядела эта галерея. Но, согласно протоколу рабочей группы Экспертной комиссии Мосгорнаследия от 2006 года, сохранялся ее фрагмент. Комиссия постановила считать его выявленным памятником, а предмет его охраны определить по результатам реставрационных исследований и раскрытий. Этот же фрагмент фигурирует в реестре выявленных объектов культурного наследия в приказе от 2009 года.

Изучение фрагмента могло дать представление о том, какой была несохранившаяся галерея. В этом и состоит ценность руинированных и фрагментарно сохранившихся объектов — в возможности восстановить по кусочкам образ утраченных зданий и сооружений.

Именно фрагменту галереи посвящен акт историко-культурной экспертизы мая 2024 года, который подписала “черный” эксперт Юлия Семина. Тема экспертизы — целесообразность отнесения фрагмента к реестру, а заключение — отрицательное: “Таким образом, выполненные историко-культурные и натурные исследования позволяют заключить, что рассматриваемый объект не имеет историко-культурной ценности в связи с полной физической утратой”.

Опираясь на документы, можно сказать, что утрата произошла, когда “фрагмент галереи” находился в статусе выявленного памятника, и его уничтожение (а сам себя он уничтожить не мог), согласно Уголовному кодексу, наказуемо. Эксперт, конечно, не виноват в утрате, а вот к Мосгорнаследию есть вопросы.

Эксперт отмечает: “В  настоящее  время  на  месте  бывшего фрагмента  находится  проезжая часть внутрибольничной дороги. На проезжей части и прилегающем  участке проводятся земляные  строительные  работы по прокладке  инженерных коммуникаций, поэтому часть асфальтового покрытия на месте ранее существовавшего фрагмента галереи была снята и в настоящее время засыпана песком после проведения земляных работ”. 

Иными словами, работы проводились там, где находился выявленный памятник. Не в ходе ли этих работ он был утрачен? В результате надзорной деятельности Мосгорнаследия невозможно даже установить момент утраты. Вместо сохранения наследия — констатация его исчезновения. 

На протяжении всего документа эксперт называет всю Яузскую городскую больницу выявленным памятником, хотя это памятник регионального значения. Недостоверность информации — уже основание для отклонения экспертизы Мосгорнаследием. Однако департамент принимает документ, который содержит заведомо ложные сведения, к рассмотрению, а в сводке замечаний к акту отмечает свою позицию прочерком. 20 июня выходит приказ №253 о согласии Мосгорнаследия с выводами эксперта.

Когда один автор должен выдать три экспертизы за неделю, уже не до тонкостей. А поскольку заказчик экспертизы — само Мосгорнаследие, получается, что чиновники не читают даже шапки актов экспертизы, которые заказывают. Притом деньги, потраченные на экспертизу, — государственные.

…В Москве примерно 1800 выявленных объектов культурного наследия, что составляет более 20% от реестра, включающего также федеральные и региональные памятники. В этом своем статусе выявленные “висят” годами. При таком подходе мы будем регулярно получать пакеты отрицательных экспертиз по отнесению выявленных объектов к реестру в связи с физической утратой. И это вместо выявления криминальных фактов и наказания ответственных.

Напомним, наконец, что Министерство культуры России должно проверять исполнение полномочий по охране памятников федерального значения, переданных регионам  (Федеральный закон “Об объектах культурного наследия…”, статья 9.1).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *