Дача Ростопчина: открытие на фоне утраты

Сергей Клычков

В эти дни Москва теряет в Сокольниках, на улице Шумкина, 18, неисследованную постройку XVIII века, которая может быть связана с именами графа Якова Александровича Брюса и графа Федора Васильевича Ростопчина, а также с событиями 1812 года. И если такие постройки не история Москвы, то что тогда вообще история? Что мы сохраняем в этом городе? При наложенном вето на подачу заявок — только реестровые памятники?

Что стало

7 августа 2023 года появилось распоряжение Москомархитектуры № 1525 «О подготовке проекта планировки территории грузового двора Москва II-Митьково, ограниченной улицей Лобачика, улицей Шумкина, Маленковской улицей, Русаковской улицей, полосой отвода Рязанского направления Московской железной дороги, Третьим транспортным кольцом». На месте бывшего грузового двора появится жилая и общественная застройка. Заказчиком выступает «РЖД-Недвижимость».

Сохранившийся в первозданном виде жилой флигель усадьбы (улица Шумкина, 18, стр. 2) получил отдельный земельный участок с кадастровым номером 77:03:0003004:1007, что, возможно, означает сохранение от сноса. Однако блок, поставленный в 2019 году Мосгорнаследием против новых заявок на госохрану, не позволяет оформить эти надежды юридически.

 

Ровесник этого флигеля — протяженный двухэтажный корпус (улица Шумкина, 18) — несколько лет назад был зашит в вентилируемый фасад. Еще недавно в нем находился Московский железнодорожный таможенный пост, отдел таможенного оформления и таможенного контроля №5. Именно этот корпус снесен на днях, в начале марта 2024 года. Снесен без натурных обследований.

Открывшаяся при сносе кирпичная кладка говорит о его древности. В объеме двух этажей присутствуют заложенные арки, толстые стены, металлические связи внутри кладки, размер кирпича 30х14х7,51. Корпус вполне мог относиться к XVIII веку, а размеры кирпичей в кладке снесенного здания допускают возможность, что постройка возведена еще при Василии Андреевиче Выродове в середине XVIII века.

Что было

В 1766 году участок на берегу реки Гнилушки (Рыбинки) рядом со смежными Семеновским потешным дворцом и Сокольничьей слободой значился за капитаном Василием Андреевичем Выродовым и его суконной фабрикой с сукновалятельной мельницей. По последней ревизии приписанных к фабрике состояло 15 душ2. Годом основания фабрики считается 1756 год3.

Василий Андреевич Выродов был выходец из древнего дворянского рода Выродовых, капитан, курский и харьковский дворянин, крупный землевладелец, суконный мануфактурщик.

В 1781 году Выродов был осужден за растрату казенных денег и по решению Сената отправлен в ссылку в Оренбург. Фабрика была национализирована. Межевание, проведенное в 90-е годы XVIII века, показывает, что «суконная фабрика, бывшая во владении Василия Андреева сына Выродова, a ныне ведомства главного Кригс-Комиссариата»4.

В 1785 году большой участок земли в верховьях запруженной в этом месте реки Рыбинки был пожалован тогдашнему (1784-1786) генерал-губернатору Москвы  графу Якову Александровичу Брюсу.

На участке расположился его загородный дом, состоявший из двухэтажного каменного особняка в формах модной тогда псевдоготики и различных хозяйственных построек. За домом был разбит сад с лугами и огородами вдоль Рыбинки. Дача Брюса хорошо видна на плане 1789 года, составленном Иваном Марченковым.

План восточной окраины Москвы 1790-х годов показывает во владении Брюса главный дом и две каменные постройки — западный и протяженный восточный. За исключением главного дома остальные каменные постройки дойдут до нашего времени5.

В связи с этим можно предположить, что при Брюсе были выстроены два каменных жилых флигеля — отдельностоящий одноэтажный западный (ул. Шумкина, 18, стр. 2) и двухэтажный протяженный восточный, совмещенный с хозяйственными постройками (ул. Шумкина, 18).

После Брюса имение перешло к его дочери графине Екатерине Яковлевне Мусиной-Пушкиной-Брюс6. В 1808 году дачу купил граф Федор Васильевич Ростопчин, будущий (1812–1814) генерал-губернатор Москвы7.

Летом 1812 года Ростопчин живет между дачей, губернаторским домом и собственным домом на Лубянке: «Чтобы свободно располагать послеобеденным временем, я каждое утро, в 8 ч., приезжал в генерал-губернаторский дом. Там был мой рабочий кабинет, где я принимал донесения, просьбы и тех лиц, которым нужно было говорить со мною. Это было удобнее для всех, так как помянутый дом находится в центре города. С июля до 29 августа не было ни одного утра, чтобы я не приезжал туда. Оставался я там до 2 часов пополудни и возвращался к себе на дачу к обеду, после которого все время посвящал занятиям. Около 7 час. я оставлял дом, чтобы объездить некоторые городские кварталы»8.

30 августа граф эвакуировал семью в Ярославль и перебрался в свой городской дом. До вступления неприятеля в Москву оставалось около двух суток.

Стендаль в книге «История живописи в Италии» 1817 года, подводя итог своим размышлениям об увиденном в России во время наполеоновского похода, так пишет о Ростопчине и о его даче:

«Что касается меня, я с уважением обошел загородный дом графа Ростопчина, смотрел на его книги, валявшиеся в беспорядке, на рукописи его дочерей. И видел деяние, достойное Брута и римлян, достойное своим величием гения того человека, против которого оно было направлено»9. Стендаль имел в виду поджог Москвы.

На плане Покровской части 1813 года «с означением каменных обывательских строений с отметкой погорелых в пожаре 1812 года домов» главный дом обозначен сгоревшим, а флигели — сохранившимися (красным обозначены уцелевшие от пожара постройки, черным — сгоревшие).

В 1813 году граф Ростопчин дает объявление о продаже дачи за 80 000 рублей10, однако продана она будет только в 1833 году.

План Покровской части 1-го квартала Сокольничьей слободы 1814 года показывает владение графа Ростопчина с номером 83, однако сами постройки посмотреть не удается — именно этот фрагмент плана утрачен11.

На плане Челиева 1817 года все остается без изменений. Участок № 83 значится за графом Федором Васильевичем Ростопчиным.

Первый детальный план владения появляется в 1833 году, когда участок переходит к майору, кавалеру, брату декабриста Платону Фотиевичу Митькову. На нем под №1 обозначен сохранявшийся до мартовских дней 2024 года каменный двухэтажный жилой корпус (ныне улица Шумкина, 18), который необходимо исправить починкой, покрыть вновь крышу тесом, а под №3 — каменный одноэтажный жилой корпус (ныне дом 18, стр. 2), крытый железом, который также необходимо исправить починкой12.

Вот как описывал в 1848 году «некогда знаменитую дачу графа Растопчина» Михаил Николаевич Загоскин: «Теперь остались одни развалины дома и запустелый сад, по дорожкам которого растет трава и ездят иногда для сокращения пути мужички в своих телегах»13.

План 1852 года фиксирует отсутствие главного дома, который разобран при Митькове в период 1833-1852 годов, и присутствие других каменных жилых построек. Под №1 обозначено каменное двухэтажное жилое здание с подвалом (восточная часть протяженного корпуса), под №2 — каменное двухэтажное жилое здание (западная часть протяженного корпуса), под №№ 3 и 4 — каменные одноэтажные жилые (центральная часть протяженного корпуса и отдельностоящий жилой корпус соответственно)14.

Далее Митьков распродает части огромного земельного участка, но его центральный фрагмент не претерпевает изменений.

К 1893 году участок переходит к Обществу Московско-Казанской железной дороги. Здесь размещается станция Москва-товарная II.

Пруд был засыпан, а на его месте проложены железнодорожные пути сортировочной станции. В экспликации к плану сообщается, что под №3 расположено жилое помещение (нынешний дом 18, стр. 2), а под №6 — лабаз с жилым помещением (дом 18)15.

К 1908 году товарная станция стала носить имя «Москва II-Митьково» — по фамилии бывшего владельца участка16. Станция функционировала весь советский период, а также в 2000-е и 2010-е годы. В декабре 2018 года закрыта для грузовой работы17.


1 — Безрамочное тычковое клеймо «ВВ» не идентифицируется. Согласно методическим рекомендациям Игоря Андреевича Киселева («Датировка кирпичных кладок XVI-XIX веков по визуальным характеристикам»), клейма такого типа относятся к XVIII веку, но для них не определены более узкие датировочные отрезки. Назад
2Межевые книги г. Москвы XVIII столетия. М. 1891 г. С. 49-50. Назад
3Любомиров П.В. Очерки по истории русской промышленности. XVII, XVIII и начало XIX века. М. 1947. С. 49. Назад
4 — Недвижимое имущество г. Москвы. Вып. 1: Земли за Камер-Коллежским валом. — 1899. — II. С. 8. Назад
— План восточной окраины Москвы. 1790-е гг. ОР РНБ, Ф. 342, ед. хр. 169. Назад
6 — Романюк С.К. Москва за Садовым кольцом. М, 2007. С. 220. Назад
7 — РГИА, ф. 50, оп. 14, д. 435, т. 3, л. 56 об. — 57, № 458, 1808 г. Назад
8Ростопчин Ф.В. Записка о 1812 годе. Назад
9 — Муравьев В.Б. Истории московских улиц. С. 262. Назад
10 Московские ведомости, 1813 год, № 5. Назад
11 — ЦГА г. Москвы, ОХД до 1917 года, ф. 179, оп. 20, д. 206, л. 1. Назад
12 — ЦГА г. Москвы, ОХНТД, ф. 1, оп. 6, д. 993, ед. хр. 1, л. 1. Назад
13 — Загоскин М.Н. Москва и москвичи. Записки Богдана Ильича Бельского, издаваемые М.Н. Загоскиным. Выход третий. М., 1848. Стр. 88. Назад
14 — ЦГА г. Москвы, ОХНТД, ф. 1, оп. 6, д. 993, ед. хр. 2, л. 1. Назад
15 — ЦГА г. Москвы, ОХНТД, ф. 1, оп. 6, д. 993, ед. хр. 7, л. 1. Назад
16 — Топонимический словарь / Р.А. Агеева, Г.П. Бондарук, Е.М. Поспелов и др.; автор предисловия Е.М. Поспелов. — М.: ОГИ, 2007. С. 608. Назад
17 — Выражаю особую благодарность Максиму Николаевичу Семенову  за материалы, предоставленные для подготовки исторической справки.  Назад

2 комментария

Здравствуйте! Большое спасибо автору за великолепную статью и интересную историческую отсылку. Печально, что нынешние органы местного управления так по-наплевательски отнеслись к архитектурному наследию нашей столицы. Скажите, сохранились ли архивные снимки или исходные чертежи фасадов этого объекта? Я имею в виду как раз тот самый снесённый корпус.
Сергей Клычков 6 месяцев назад   Изменить
Добрый день, Александр. Архивные снимки и чертежи фасадов мне, к сожалению, не попадались. В архиве на Профсоюзной улице в отделе научно-технической документации чертежей построек также не удалось найти, только планы владения и они представлены в публикации. Снесенная постройка была обшита лишь несколько последних лет, поэтому снимки, сделанные относительно недавно вполне могут дать информацию по его внешнему облику. То, что здание с XVIII века перестраивалось, нет никаких сомнений. Однако если бы перед сносом были проведены натурные исследования с изучением кирпичной кладки можно было бы говорить точнее. Есть предположение, что часть снесенной постройки могла быть старше сохраняемого флигеля и была выстроена еще при Выродове в 1750-1780-е годы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *