К юбилею Щусева: история одного обмана
8 октября исполняется 150 лет со дня рождения великого архитектора первой половины XX века Алексея Щусева. Журнал «Охраняется государством» под редакцией координатора «Архнадзора» Константина Михайлова выпустил к юбилею специальный номер. Музей архитектуры посвятил своему основателю и первому директору огромную выставку. Кураторы выставки одновременно выступают авторами статей в журнале.
Но сами градозащитники празднуют без радости или не празднуют вовсе. К юбилейной дате стало окончательно ясно, что РЖД и правительство Москвы сообща уничтожили одно из хрестоматийных произведений классика — Каланчевский виадук на одноименной площади, у трех вокзалов. Это не просто история вандализма; это история обмана.
В июле 2019 года мы впервые забили тревогу: по проекту расширения Алексеевской соединительной ветки железных дорог виадук Щусева просто сносился и заменялся на типовую железобетонную конструкцию.
Драма в том, что путепровод, выдающийся памятник де-факто, не был памятником де-юре. И не мог им стать при нынешней администрации города: правительство Сергея Собянина не принимает на охрану действующие инженерные сооружения.
Нашу тревогу удалось донести до Москомнаследия, Москомархитектуры и, что удивительно, до РЖД и его проектировщика, Мосгипротранса. Год спустя мы сообщили читателям о результате долгих многосторонних консультаций: Москомархитектура утвердила новое архитектурно-градостроительное решение (АГР) под негласным девизом «Больше Щусева».
По новому проекту гранитная подпорная стена виадука воссоздавалась после расширения путей с двух до четырех полос. Правда, не на всю длину: метрополитен категорически возражал против новой нагрузки на мелко залегающий коллектор Сокольнической линии метро. Зато на противоположной стороне виадука строилась аналогичная гранитная подпорная стена с аркадой, запроектированная, но не реализованная Щусевым. Количество необходимого подлинного гранита, таким образом, оставалось почти прежним.
Дальнейшие события развивались по изначальному сценарию РЖД, как будто не было года переговоров. Щусевский гранит был не просто демонтирован, но исчез в неизвестном направлении. Его аналог, вероятно, и не собирались добывать. Рабочее проектирование, насколько нам известно, перешло к другим архитекторам. В 2022 году, через три года после начала эпопеи, мы забили тревогу вновь: в отделке путепровода появились чередующиеся ряды желтовато-серого гранита, бледного и убогого по сравнению с мощной кладкой Щусева. Проступили очертания муляжа и прямого обмана.
Этой осенью облицовка новых опор виадука завершается. Никаких гранитных стен-аркад, кроме короткого отрезка вдоль платформы «Каланчевская», просто нет. На их месте, на месте земляной насыпи вдоль Казанского вокзала, устроены сквозные проходы между площадью и безымянным сквером. Называть эти полости общественным пространством не приходится: над головами прохожих непрерывно грохочет четырехполосное железнодорожное движение. Фактически реализован первоначальный проект РЖД.
Притом на сайте Архсовета до сих пор можно найти статью от февраля 2020 года под заголовком «МКА (Москомархитектура. – Ред.) совместно с Архнадзором проработала проект реконструкции Каланчевского путепровода». «В проекте мы предлагаем вернуться к первоначальным эскизам Щусева», — говорит в этом тексте главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Уже неинтересно выяснять, утверждала ли Москомархитектура третье АГР вместо второго. Если даже не утверждала, у этого ведомства просто нет административно-полицейских функций. Они есть у Мосгорнаследия, но виадук не был памятником.
А если бы стал им? Тогда реконструкция путепровода проходила бы под шапкой реставрации. Изменения все равно были бы велики, но на сохранении подлинного материала и авторского рисунка аркад можно было настоять именем закона. В отсутствие законодательных рычагов Каланчевский путепровод повис на честном слове, данном Архнадзору и с легкостью взятом назад.
С юбилеем Щусева, дорогие москвичи…
1 комментарий