«Секретные» трехсотлетние палаты под угрозой гибели
К выборам мэра и Дню города в Москве снесен доходный дом начала ХХ века и почти сломаны палаты начала XVIII
Заявление Общественного движения «Архнадзор»
В пятницу, 8 сентября, в Большом Кисельном переулке обрушились леса с фасада дома № 11/2 – бывшего доходного дома Франка, объекта нашей Красной книги; повреждены автомобили. Это был первый день выборов мэра Москвы, и до конца третьего дня мы не обнаружили ни одного сообщения в СМИ о происшествии.
Тем временем за упавшими лесами открылись еще две неприглядные правды.
Во-первых, стало окончательно ясно, что дом Франка просто сносится: от него остались внешние стены по Большому и Малому Кисельным переулкам до высоты второго этажа, и только несколько северных осей пока сохраняются на всю высоту.
Мы неоднократно писали об этой угрозе: дом не имел статуса памятника, только статус ценного градоформирующего объекта. По закону ЦГФО подлежат сохранению в охранной зоне, однако участок был вырезан из нее. Да и на информационном щите без обиняков сообщается о строительстве, а не о реконструкции «жилого комплекса». Разумеется, с подземной автостоянкой – для того и снос прочнейшего 6-этажного дома, чтобы не вывешивать его над подземной полостью. Заказчик сноса и строительства — «Группа компаний «Трансстройинвест»».
Погиб дом, строительство которого началось в 1904 году на основе плана, составленного корифеем модерна Львом Кекушевым, но с другим фасадным решением. Заказчиком выступал Торговый дом «М. Франк и Ко», основанный в 1902 году стекольными промышленниками Максимилианом и Адольфом Леонтьевичами Франками. Дом торговал оконными, зеркальными и витражными стеклами, а Франки до 1917 года оставались крупнейшей семьей стеклопромышленников России. С 1922 года здание занимала Школа ВЧК – ОГПУ, а до недавнего времени – преемственное от нее учреждение без вывески.
Во-вторых, прояснилась судьба статусного памятника, стоящего во дворе (стр. 2). Почти никто из исследователей Москвы и архитектуры не видел его за домом Франка, на бывшей режимной территории. Это главный дом древней дворянской усадьбы Ивана и Андрея Афанасьевичей Костюриных, стольников царя Петра. Палаты Костюриных образуют среднюю часть двухэтажного дома на высоту первого этажа и на глубину подвала. В 1768 году палаты показаны на знаменитом плане Москвы Горихвостова; огромный участок достигал стены Белого города (нынешнего Рождественского бульвара).
В 1797 году, когда усадьба принадлежала одной из линий рода князей Голицыных, дом был расширен и надстроен, а в 1920-е годы получил еще один этаж.
До мая 2019 года дом Костюриных — Голицыных пребывал в статусе выявленного памятника. И мог потерять его, учитывая планы застройки. К счастью, дом стал памятником регионального значения, но только в габаритах палат начала XVIII века.
Тогда же Мосгорнаследие утвердило предмет его охраны как «одноэтажного с полуподвалом» здания, высотные отметки которого, решение и оформление фасадов, их материал «уточняются в процессе реставрационных исследований». Определенно подлежат сохранению своды полуподвала.
Теперь палаты Костюриных, или то, что от них осталось, видны из соседних домов. Осталась часть внешних и часть внутренних стен на высоту первого этажа.
Остальное снесено. Палаты просматриваются насквозь и окружены горами битого кирпича. Доступ к памятнику невозможен: охрана называет территорию режимной, хотя строится жилой дом.
Общественное движение «Архнадзор» просит считать эту публикацию сигналом бедствия и обращается к Мосгорнаследию с требованием взять под полный контроль работы в палатах Костюриных.
Потеря памятника первой четверти XVIII века, если не более раннего времени, отбросит охрану наследия в городе на полтора десятилетия назад.
3 комментария