Как с гуся вода
На минувшей неделе Сергей Собянин сделал публичный выговор влиятельному застройщику — группе компаний ПИК, пригрозив ему изгнанием из Москвы. Тем временем ПИК продолжает зачищать территорию машиностроительного завода “Памяти революции 1905 года” на Пресне, бывших Александровских мастерских Московско-Брестской железной дороги, под застройку небоскребами 120-метровой высоты.
О начале этих вандальных сносов мы писали год назад, когда уникальный по сохранности ансамбль промышленной архитектуры конца XIX — начала XX веков еще можно было спасти.
Однако несколько исторических построек, в их числе Дом культуры «Кросна», к началу октября были снесены. Тогда же на официальном сайте Мосгорнаследия появился акт историко-культурной экспертизы исследований, проведенных перед строительством тепловой сети для «многофункционального жилого комплекса” по заказу ПИК.
Предметом исследования был поиск объектов, обладающих признаками объекта культурного (археологического) наследия.
Ясно, что участок исследования — протяженностью 1080 м. — составляет лишь небольшую часть стройплощадки ПИК, общая площадь которой — более 8 га.
Следовательно, на значительной части территории земляные работы ведутся без всякого археологического исследования. И ведутся с осени прошлого года.
Между тем еще в июле и повторно в октябре минувшего года активисты Архнадзора настаивали перед зампредом Мосгорнаследия, главным археологом Москвы Леонидом Кондрашевым на необходимости провести археологическое исследование всего участка. И дважды на личном приеме получали немотивированные отказы.
Сейчас уничтожаются, возможно, сохранные фрагменты Камер-Коллежского вала — таможенной и административной границы Москвы в середине XVIII — начале XX веков. Южная граница землеотвода совпадает с трассировкой вала, что видно на многих планах XIX века.
Со стороны улицы наблюдается перепад рельефа, оформленный подпорной стенкой.
Это возвышение входит в предмет исследования и экспертизы, однако шурфов на нем не заложено.
Кроме того, под участком исследования находится заведомо известный объект — тоннель (коллектор) реки Пресня, построенный в конце XIX — начале XX века. Он никак не упомянут в экспертизе и может быть поврежден в результате земляных работ без предварительного археологического обследования.
Согласно приложению к экспертизе, было заложено всего два шурфа, в крайних точках протяженного (более километра!) участка: во дворе жилого дома постройки середины XX века и на месте недавнего “благоустройства” в сквере на Грузинском Валу.
Полагаем, что места шурфовки выбраны так, чтобы ничего не найти.
И даже выводы, приведенные в заключении археолога: “Культурный слой, археологические объекты и находки, позволяющие датировать исследованные напластования временем ранее второй трети XX века, не обнаружены” — заведомо ложны, коль скоро на участке исследования ранее находились постройки начала XX века с подземными частями (подвалами).
Каково бы ни было качество исследований и экспертизы, получается, что заказавший их подрядчик, проектирующий теплотрассу, формально выполняет требования законодательства, а застройщик – компания ПИК — несколько месяцев игнорирует закон с ведома мэрии и Мосгорнаследия.
3 комментария