Больше не Щусев
Летом 2020 года мы сообщали о совместной с РЖД, Мосгорнаследием и Москомархитектурой работе над проектом реконструкции одного из виднейших инженерных памятников Москвы – Каланчёвского путепровода.
Это была едва ли не единственная работа знаменитого Алексея Щусева, не получившая государственной защиты, то есть статуса объекта культурного наследия. Такова принципиальная позиция современных московских властей: не брать на охрану инженерные объекты, чтобы не помешать их реконструкции даже в гипотетическом будущем. Позиция незаконная, но пока прокуратура или Следком не станут думать так же, в отношении инженерных объектов остается полагаться на переговорные усилия и честное слово.
Напомним, о чём удалось договориться два года назад. Замена балочных конструкций арочными, увеличение числа путей и разборка части промежуточных опор были неизбежны (см текст по ссылке выше). Зато было обещано воссоздание гранитной аркады со стороны Казанского вокзала и площади, а кроме того — возведение такой же аркады со стороны гостиницы «Ленинградская», согласно проекту Щусева, не реализованному в этой части. Новый проект даже получил неофициальный девиз «Больше Щусева».
Два года рабочие собирали арки и лили бетон. Но вот в начале августа открылась для пассажиров часть нового вестибюля платформы «Площадь трёх вокзалов» (так будет теперь называться привычная всем «Каланчёвская», несмотря на то, что вокзалов на площади становится четыре). В отделке внешних стен вестибюля чередуются ряды гладкого и грубого серого гранита, отдалённо напоминающего щусевский. Он выглядит бледно и убого по сравнению с мощной, уверенной поступью камня, прорисованной мастером более ста лет назад. Это муляж шедевра. Ни цвет (бледно-серый сейчас против жёлто-коричневого у настоящего Щусева), ни характер обработки камня не соответствуют оригиналу. Да и сам камень – новый, хотя нам было обещано возвращение подлинного гранита.
Остается некоторая надежда, что остальной путепровод всё же получит ту отделку, которую заслуживает. Иначе Москва лишится даже напоминания об одном из лучших инженерных памятников, а лозунг «больше Щусева» останется пустым звуком.
Увы, отсутствие охранного статуса позволяет вести работы вне поля закона о наследии. Мы не видим проекта, который можно было бы назвать реставрационным, не знаем авторов реставрационной части. Есть только эскиз архитектурно-градостроительного решения (АГР), опубликованный Москомархитектурой. Кроме того, мы знаем, что заказчик был намерен отклониться даже от этого эскиза из-за требований метрополитена.