Обоснование вандализма
В одном из самых ценных и сохранных исторических кварталов Москвы, между Волхонкой и Знаменкой, скоро начнется «реконструкция в рамках регенерации», а проще говоря, снос очередного старинного здания — флигеля городской усадьбы Уханова — Тулубовской (Большой Знаменский переулок, 13, стр.2).
Это скромная, но вполне аутентичная усадьба XIX века с безордерными фасадами, с характерными для ампира воротными столбами между главным домом и флигелем. Левая часть главного дома (стр. 1) построена сразу после пожара 1812 года, правая — в 1852 году. В начале XX века здесь жил известный композитор Виссарион Яковлевич Шебалин, у него как у близкого друга часто останавливался Шостакович.
К сожалению, ни главный дом, ни флигель не имеют статуса объекта культурного наследия. Однако они находятся в объединенной охранной зоне и со всех сторон окружены границами территорий соседних памятников. Реконструкция или снос в охранных зонах легализуются через установление или изменение правовых режимов и градостроительных регламентов. А о появлении таких проектов можно судить по публикациям актов государственной историко культурной экспертизы.
Экспертиза проекта зон охраны в границах квартала № 33 была опубликована для обсуждения в ноябре прошлого года. Ее подписали печально известные эксперты Татьяна Кудрявцева, Екатерина Баширова и Мария Нащокина. Достаточно увидеть эти фамилии по отдельности, а тем более вместе, чтобы предвидеть содержание экспертизы — обоснование какого-нибудь вандализма.
Есть еще заказчик экспертизы Андрей Валерьевич Чеглаков. Таковы же фамилия, имя и отчество генерального директора компании-разработчика «МойОфис» (ООО «Новые облачные технологии»).
Для флигеля «эксперты» (страницы 32-33 Акта) одобрили «реконструкцию или разборку по факту
отсутствия историко-культурной ценности и/или аварийного/
неудовлетворительного технического состояния с последующим строительством» на месте двухэтажного здания, с увеличением высоты до 9,9 м, а с учетом технических сооружений – до 13,15 м.
Архнадзор сразу же направил в Мосгорнаследие свои замечания и возражения к акту. Однако уполномоченный госорган принял сторону «экспертов».
Теперь в нашем распоряжении есть архитектурно-градостроительное решение (АГР), в котором на месте скромного флигеля появляется двухэтажный дом с огромным портиком во весь фасад, с трехэтажным объемом в тыльной части. Употребление большого и малого ордеров никак не вяжется с безордерной архитектурой главного дома, то есть здание на месте флигеля зрительно отчуждается от усадьбы. Проектировщик — ООО «Студия А-Б», руководитель проекта — А.М. Савин. Как водится, не обошлось и без трехуровневого подземного строительства. Причем подземная часть заходит на территорию соседнего памятника. Назначение здания — «художественная галерея».
Архитектурно-градостроительное решение подготовлено еще в августе 2021 года. То есть проект со сносом и новым строительством был готов раньше, чем проект изменения режимов и регламентов охранной зоны. Иначе говоря, режимы и регламенты изменены под готовый проект, и «эксперты» это одобрили.
Напомним, что согласно федеральному подзаконному акту — Положению о зонах охраны (2015), — в них запрещена строительная деятельность, за исключением регенерации, которая определяется как «восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик историко-градостроительной и (или) природной среды».
Флигель усадьбы Уханова — Тулубовской официально отнесен к объектам историко-градостроительной среды. Он не утрачен, благополучно стоит на своем историческом месте, в своих исторических материалах, в своем объеме и не нуждается в «восстановлении» методом сноса.
Однако авторы Акта экспертизы, по своему подлому обыкновению, назвали регенерацией именно снос и новое строительство (страница 33).
1 комментарий