Пан пропадает
В первой половине апреля меняли баннер на фасадах Чижевского подворья (Никольская улица, 8/1), давно пустующего комплекса зданий, объекта Красной книги Архнадзора. Несколько дней можно было любоваться уже забытой архитектурой: филенчатыми лопатками в простенках, белокаменными карнизами и, конечно, барельефами на углу Богоявленского переулка. На эту тему даже появились публикации.
Трехэтажные торгово-гостиничные корпуса по линиям улицы и переулка построены после 1842 года, когда древнюю аристократическую усадьбу приобрели купцы братья Алексей и Гавриил Васильевичи Чижёвы (Чижовы). Новые корпуса, уличные и дворовые, возникли на месте дома дворян Кусовниковых, известного по Альбомам Казакова и включавшего, вероятно, древние палаты бояр Салтыковых — князей Долгоруковых. В центре двора сохранилась церковь Успения, построенная Салтыковыми в 1693 году как домовая. Новый комплекс получил стилизованное под старину название «Чижевское подворье»; оно же стало урочищным определением церкви (ставшей приходской с 1802 года).
В 2000 году дворовые корпуса, кроме одного, были снесены, а уличные, кроме торговых помещений первых этажей, запустели; началась череда смены собственников. Сетка-баннер появилась не позднее 2009 года.
За исключением церкви, Чижевское подворье не имеет статуса памятника, защищено лишь статусом ценного градоформирующего объекта (ЦГФО). Для правительства Москвы это участок редевелопмента, подлежащий застройке с реконструкцией сохранившихся корпусов. Между тем архитектура фасадов, древние подвалы и, конечно, скульптурный декор угловой части здания заслуживают охраны.
В начале апреля удалось рассмотреть барельефы после многолетнего перерыва. Это фигуративные гипсовые композиции, поврежденные креплениями навесных металлических опор.
Барельефы напоминают о последнем этапе дореволюционной жизни здания, с конца XIX века, когда в помещениях на углу Никольской и Богоявленского разместился парфюмерный магазин «А. Ралле и Ко».
Его название сохраняло память о французских подданных братьях Альфонсе и Эжене Ралле — основателях парфюмерной фабрики в Бутырской слободе, первой в России (1842), будущей советской фабрики «Свобода» (Вятская улица, 47).
В 1857 году Альфонс Ралле по состоянию здоровья перебрался в Париж, новыми совладельцами фабрики под старым названием стали Эдуард и Эрнест Бо, отец и сын, а также Фредерик Дютфуа, директор фабрики по производству стеклянной тары.
Другой магазин фирмы располагался в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту. Это здание сгорело от взрыва бомбы в 1941 году, частично на его месте выстроен новый корпус ЦУМа.
Печатная реклама и вывески «Ралле» сохранили причудливые названия духов, от которых веет Серебряным веком: «Искушение», «Альенор», «Таис», пудра «Леда»…
Помимо рекламной продукции, «Ралле и Ко» выпускали открытки с видами исторических зданий первопрестольной на русском и французском языках.
Вернемся к барельефам Чижевского подворья. Это почти плоские, «текущие» изображения в стилистике модерна, по два на каждом фасаде, по сторонам углового входа в магазин.
Справа от входа – шествие антикизированных женских фигур в длинных одеяниях. Одна из героинь обнимает странную мужскую фигуру, невысокую по сравнению с женскими, но с бородой. Присмотревшись, обнаруживаем у фигуры изогнутые козлиные ноги. Предполагаем, что перед нами рождение бога Пана, появившегося на свет бородатым. По одной из версий мифа, его мать Дриопа, не перенесшая уродства сына, скончалась. Пана приняла и воспитала одна из нимф, а боги вручили ему миссию наблюдения за природой.
Слева от входа четыре женские фигуры (пятая разрушена) в разнообразных позах смотрят на шестую, величественную фигуру — скорее всего, жреца, — воздевшую руки над жертвенником с огнем (см. фото вверху). Их еще предстоит расшифровать.
Возможно, следует искать символическую связь между рисунком барельефов и назначением магазина. Здесь модерн осваивает античное наследие, одновременно применяя его к повседневной жизни, к моде и промышленным брендам.
В поиске авторов барельефов Чижевского подворья разумно обратиться к постройкам фирмы «А. Ралле и Ко».
Осенью минувшего года волонтеры расчистили на фасаде административного здание фабрики (Вятская, 47, корп. 3) барельеф девушки с тюльпаном, который оказался не гипсовым, а майоликовым. Изображение девушки, вдыхающей аромат цветка, можно считать эмблемой парфюмерии.
Но дальше неопределенность. Здание построено либо в 1899 году по проекту Оскара Дидио, либо в 1906 году по проекту Владимира Иордана.
Помощник Шехтеля Иордан известен как рисовальщик, а в качестве архитектора – как автор внутренней отделки церкви Успения в Печатниках на Сретенке.
Творчество Оскара Дидио, инженера по образованию, объединяет несколько московских промышленных адресов. Кроме Ралле, это фабрика Гюбнера в Большом Саввинском переулке и фабрика «Сиу и Ко» (по-советски «Большевик») на Ленинградском проспекте. Он же проектировал Училище Святой Екатерины при французской церкви Св. Людовика в Милютинском переулке (ныне французская школа им. А. Дюма) и обелиск на Немецком кладбище над братской могилой французов, умерших в Москве в 1812 году.
В октябре 2021 года строения Чижевского и соседнего Шереметевского (Никольская, 10) подворий в очередной раз перепроданы, теперь ООО «Б-Холдинг». Как ценный градоформирующий объект в охранной зоне Чижевское подворье подлежит сохранению. Однако каждый ЦГФО должен обладать перечнем характеристических особенностей, которые, собственно, и полежат сохранению. Несомненно, среди них должны быть барельефы, нуждающиеся в научной реставрации. Найти перечень в открытом доступе не удалось. Мы направили в Департамент культурного наследия Москвы запрос по этой теме.