Бадаевский это завод? Нет, ЖК
Игорь Шихов
В минувшем году состоялось не только физическое уничтожение значительной доли исторических построек Трехгорного пивоваренного завода. Он перестал существовать как самостоятельный объект. Теперь это лишь часть ЖК «Бадаевский», что незамедлительно отразилось на Яндекс-картах: еще не построенный ЖК на них есть, а знаменитого завода уже нет.
Выдающийся памятник промышленной архитектуры теперь не имеет самостоятельности не только на популярном интернет-ресурсе, но в официальной проектной документации, представленной на государственную историко-культурную экспертизу (ГИКЭ). О чем недвусмысленно говорят и сами названия двух экспертиз, общественное обсуждение которых завершилось 10 января 2022 года. С ними можно ознакомиться здесь и здесь.
Эти экспертизы заказаны проектировщиком ЖК и призваны подписями аттестованных экспертов узаконить продолжающееся уничтожение даже тех частей завода, которые имеют охранный статус.
Работы внутри Солодовенного корпуса, который планируют переделать в элитные апартаменты (т.е. сделать частью ЖК), ведутся вовсю, а чтобы разрушение подлинных стен и перекрытий не было заметно, фасады корпуса скрыты плотным занавесом.
Покажем на примерах, как эксперты легко оправдывают уничтожение памятника, ничуть не гнушаясь даже откровенной ложью.
В первой (Главный корпус, стр. 1) экспертизе на странице 36 сообщается: «Винтовая лестница в осях 1.6\1.А не воссоздается, так как утрачена». Речь идёт о винтовой лестнице в одной из башенок южного фасада, именно той, которая изображена на схеме предмета охраны из приказа Мосгорнаследия 1022 от 30.11.2018.
До августа 2020 года, пока на территорию завода был свободный доступ, лестница, хоть и повреждённая при пожаре в 2016 году, оставалась на своем месте. Но в проектируемом ЖК эта лестница оказалась не нужна, и от нее предпочли избавиться. Она исчезла именно в то время, когда в здании хозяйничал подрядчик «Capital Group», проводивший так называемые «подготовительные» работы, которые заключались в зачистке помещений и вывозе металлолома. Демонтаж лестницы, входящей в предмет охраны, имеет все признаки уголовного преступления по ст. 243 УК РФ, которые «эксперты» и орган охраны памятников (Мосгорнаследие) предпочитают не замечать.
В той же экспертизе на странице 34 в перечислении архитектурных решений проекта приспособления фигурирует «восстановление утраченных частей капитальных стен». На самом деле этой фразой замаскировано создание новой наружной капитальной стены там, где ее никогда не было – где граница ОКН разрезает помещения бродильни и наспех сооружена временная перегородка из пеноблоков.
На той же странице ниже предлагается «создание атриумного пространства, для этого вырезаются отверстия в существующих перекрытиях». Далее по тексту неоднократно упоминается устройство в ряде помещений второго света, также с демонтажем части перекрытий. Эксперты упорно не замечают, что перекрытия и капитальные стены входят в предмет охраны, а значит – должны сохраняться при любом «приспособлении».
Про то, что при реставрации должны использоваться аутентичные материалы, эксперты тоже не слышали. Практически во всех помещениях предлагается встраивать в кирпичные стены бетонные столбы-вставки, устраивать железобетонные лифтовые шахты и новые железобетонные перекрытия, «подвешивая» к ним исторические своды Монье, точнее, то, что от них останется после вырезания атриумов и второго света. При этом однозначно будут потеряны оригинальные двойные (термосные) своды над подвалами-ледниками.
Во второй (Солодовенный корпус, стр. 3) экспертизе приведена схема устройства кровли, из которой видно, что и в этом корпусе планируется устройство «внутреннего двора» и многочисленных перекрытых световыми фонарями «двориков» (участки 14, 15, 16, 17), которых исторически никогда не было: «устройство световых фонарей между существующими объемами здания для формирования теплого контура на 1 этаже в осях 3.3-3.6/3.С-3.D; 3.5-3.6/3.D-3.Е; 3.11-3.13/3.D-3.Е; 3.12-3.16/3.С-3.D».
Для оправдания столь радикальной перестройки на странице 43 «эксперты» сочинили небылицу: «часть крыш была утеряна во время попадания бомбы в июле 1940 года«. На самом деле, бомба в 1941 году попала в одну из солодовен, которые были полностью снесены в ноябре 2021 года и не показаны на схеме.
Фантазии проектировщиков, желающих потрафить будущим элитным жильцам (по выражению совладельца «Capital Group» Михаила Хвесько — «людей другого качества»), приводят к уничтожению предмета охраны в части капитальных стен и перекрытий, всей внутренней структуры здания. Практически во всех помещениях предусмотрен демонтаж перекрытий, частично — внутренних стен, замена опор перекрытий, устройство новых стен и перекрытий, но уже железобетонных и на других высотных отметках (ну не могут же «люди другого качества» жить в помещениях с потолками высотой 2,2-2,4 м!).
Нужно отметить, что более половины объема сохранившейся части Солодовенного корпуса — это овины, в которых никогда не было капитальных перекрытий, а только многоярусные решетки для сушки зерна. Кроме того, в стенах овинов до недавнего времени сохранялась система воздуховодов с механической системой управления задвижками, которая, очевидно, будет уничтожена при превращении овинов в апартаменты.
Так же, как и в Главном корпусе, при перечислении архитектурных решений проекта приспособления на странице 42 указано «восстановление утраченных частей капитальных стен». На самом деле, эта фраза маскирует устройство новой капитальной наружной стены, там, где была только внутренняя перегородка между помещениями овинов и снесённых в ноябре 2021 года солодовен.
На странице 44 экспертизы говорится и про винтовые лестницы:
«В интерьерах строения 3 расположено 5 винтовых лестниц. Реставрируемые лестницы в осях 3.6-3.7/3.C-3.D и осях 3.12-3.13/3.C-3.D подлежат переносу по проекту приспособления. Местоположение реставрируемой лестницы в осях 3.9-3.10/3.D-3.E остается неизменным. Две лестницы в осях 3.6-3.7/3.E-3.F и осях 3.14-3.15/3.B-3.C были заменены в советское время на металлические, в связи с чем полностью утрачены. Реставрации, сохранению и приспособлению не подлежат в связи с полной утратой».
Все пять лестниц показаны на схеме предмета охраны в приложении к приказу Мосгорнаследия 1022 от 30.12.2018.
Поэтому лестницы должны безусловно сохраняться на своём месте. Однако на планах из проекта приспособления все лестницы, кроме одной, обозначены как демонтируемые. До августа 2020 года сохранялись, хоть и с утратой части ступеней, лестница в овине (в осях 3.14-3.15/3.B-3) и в помещении перед солодовней 1906 года (в осях 3.6-3.7/3.E-3.F). Их исчезновение — не «замена советского времени», как пытаются представить «эксперты», а обыкновенная кража, совершенная одним из подрядчиков «Capital Group».
Ранее в своих статьях мы неоднократно разоблачали ложь проектировщиков и их заказчиков в отношении датировок сносимых построек, манипуляции голосами участников публичных слушаний и т.п.
Теперь посредством очередной лжи, скрепленной подписями «экспертов», пытаются скрыть продолжающееся уничтожение памятника, его предмета охраны.
Может быть, Мосгорнаследию пора прекратить исполнять любые прихоти М. Хвесько и ему подобных и заняться своими прямыми обязанностями по защите наследия?
P.S. Совладелец «Capital Group» М. Хвесько вошел в состав жюри премии московского правительства в области архитектуры. Видимо, для того чтобы наградить самого себя за элитный ЖК вместо Бадаевского завода?
1 комментарий