Опасное метро

Иван Борисов

В ночь на 14 декабря строители Троицкой ветки метро при помощи ЧОП и полиции преодолели сопротивление жителей Гагаринского и Академического районов и огородили строительным забором участок бульвара вдоль улицы Дмитрия Ульянова (между Ленинским проспектом и улицей Вавилова).

Захвату бульвара предшествовало более чем полугодовое круглосуточное дежурство местных жителей, защищавших свой район от метростроителей. Жители утверждают, что проект участка метро от станции «Улица Новаторов» до станции «Севастопольский проспект» плохо проработан, утвержден с многочисленными процессуальными нарушениями и представляет опасность для жилой застройки.


Опасения местных жителей подтверждаются мнением экспертов-геологов: расчетные показатели осадки зданий близки к критическим, и строительство ветки может оказать разрушительное воздействие на жилые дома. Ситуация усугубляется тем, что строительство Троицкой ветки сопровождается крупными авариями.

***

Комментарий историка транспорта Юрия Егорова:

Как сообщается на сайте правительства Москвы, Троицкая линия свяжет Новую Москву с юго-западными районами города, в результате чего «улучшится транспортная ситуация на юго-западе и юге столицы». Однако актуальный проект ветки вызывает немало вопросов.

  • Как получилось, что строительство линии метро (а её южный участок уже находится в высокой степени готовности) началось до получения всех необходимых согласований, а тем более без учета мнения местных жителей?
  • Как именно приход пассажиров Троицкой ветки на и без того загруженную Калужско-Рижскую линию «улучшит транспортную ситуацию» в столице?
  • Почему в качестве пересадочного узла была выбрана не приспособленная для этого станция «Академическая»?

Складывается впечатление, что цель московских властей – отчитаться о небывалых темпах строительства метро, не обращая внимание на действительную необходимость сооружаемых линий и станций, часть из которых строится «в чистом поле», а заодно обслужить застройщиков в «новой Москве». Ведь квартира, в рекламе которой написано «скоро здесь будет метро», стоит заметно дороже. Одновременно строительство важнейших, но сложных и дорогостоящих связок – таких, как соединение двух частей Калининско-Солнцевской линии – год за годом откладывается как «бесперспективное».

Сложившаяся в городе практика строительства метро – начало работ до получения всех согласований — приводит к тем самым конфликтам, который мы видим сейчас. Как на юго-западе, где власти сами себя загнали в ловушку, оказавшись перед выбором между плохим и плохим: продолжать строительство любой ценой с соответствующими имиджевыми и другими потерями, связанными с противостоянием местных жителей, либо отказаться от продолжения работ (по крайней мере, в этом районе) и таким образом потерять деньги, потраченные на оказавшуюся ненужной линию. В последнем случае они будут выглядеть плохо уже перед вышестоящим начальством.

***

Следует уточнить, что районы Юго-Западного округа, через которые по проекту должна пройти ветка метро, были застроены как единый городской комплекс (проект планировки разработал Н.Н. Уллас под руководством А.В. Власова в 1952 году) при участии выдающихся архитекторов.

В частности, линия метро запроектирована в непосредственной близости от жилых домов Академии наук СССР 1950-х годов постройки (Ленинский проспект, 61/1, Дмитрия Ульянова, 3, 5 и Ленинский проспект, 63/2, Дмитрия Ульянова, 4, Вавилова, 48), которые составляют архитектурный ансамбль улицы Дмитрия Ульянова, и частично проходит под ними. История этих домов заслуживает подробного рассказа.

Нечетную сторону Дмитрия Ульянова занимает «Дом научных работников с общежитием для аспирантов и докторантов» (проектное название ДНР-3), построенный в 1954-1957 годах. Проект ДНР-3 разрабатывался в архитектурных мастерских Академии наук («Академпроект») под руководством И.В. Жолтовского. Чертежи 1951 года несут на себе явный отпечаток произведений самого И.В. Жолтовского: фасад здания разнообразят руст и различные декоративные элементы в духе ренессанса, боковые корпуса фланкируют две башенки.


Для доработки проекта ДНР-3 и последующего наблюдения за строительством Жолтовский привлек архитектора Трофимова. Игнатий Викентьевич Трофимов известен прежде всего как реставратор Троице-Сергиевой Лавры. На протяжении многих лет он руководил противоаварийными и восстановительными работами, благодаря которым постройки монастыря были спасены и ансамбль Лавры сохранен для потомков. Перейдя на работу к Жолтовскому, он привнес оригинальные идеи в проект ДНР-3. Например, изменил очертания башен, придав им облик Уточьей башни Троице-Сергиева монастыря.

Башня дома ДНР-3 по проекту И.В. Трофимова 1954 года и Уточья башня Троице-Сергиева монастыря

Возведение ДНР-3 совпало с выходом знаменитого постановления 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Башни, скульптуры и другие «архитектурные излишества» так и остались на бумаге. Несмотря на урезание декора, комплекс  Дмитрия Ульянова, 3 и 5 несомненно является памятником эпохи советского неоренессанса и стилистически созвучен другим произведениям школы И.В. Жолтовского. Одна из ярких архитектурных деталей комплекса – угловой балкон, оживляющий стену дома 5 (этот мотив встречается и в других постройках Жолтовского: например, в доме на Смоленской площади), и размещенный над ним герб с эмблемой Академии наук и датой начала строительства: 1954 год.

ДНР-3. Балкон и герб с эмблемой Академии наук. Проект И.В. Трофимова 1954 года и современная фотография

На противоположной, четной стороне улицы Дмитрия Ульянова расположен комплекс домов ЖСК РАН (полное название: жилые дома ЖСК «Работники Академии наук СССР», ЖСК «ВИМС» (принадлежавший Всесоюзному институту минерального сырья) и ЖСК «Большая советская энциклопедия»), возведенный в 1955-1959 годах по проекту другого знаменитого мастера советской архитектуры – Я.Б. Белопольского в соавторстве с З.А. Погарской (воспоминания З.А. Погарской о застройке Юго-Западного района Москвы опубликованы на сайте, который ведут жители ЖСК РАН).

Я.Б. Белопольский композиционно дополнил ДНР-3 симметричным относительно улицы и соразмерным комплексом домов ЖСК РАН. Как сказано в пояснительной записке к проекту: «<…> вся композиция решается как единая застройка улицы на небольшом протяжении между Б. Калужским шоссе (Ленинский проспект – И.Б.) и проездом № 275 (улица Вавилова – И.Б.), которая должна ответить своей цельностью противоположному комплексу, запроектированному И.В. Жолтовским. Такое решение создает на этом отрезке проезда № 296 (улица Дмитрия Ульянова – И.Б.) определенный ансамбль, т. к. живописному силуэту застройки, запроектированному И.В. Жолтовским, будет отвечать на том же протяжении более спокойная застройка жилого дома ЖСК Академии наук вдоль всего отрезка проезда № 296».


Стилистически проект Я.Б. Белопольского и З.А. Погарской принадлежит второй половине 1950-х годов. Внешняя выразительность здесь достигается не столько декоративными «излишествами», сколько ритмичным чередованием архитектурных элементов: выступающих балконов и аркад лоджий.

Проект домов ЖСК РАН, арх. Я.Б. Белопольский, З.А. Погарская. 1955 год. Главный фасад дома 4к2

Комплексы ЖСК РАН и ДНР-3 образуют ансамбль жилых домов Академии наук и формируют облик улицы Дмитрия Ульянова. Архитектурный ансамбль дополняет широкий бульвар, на котором в 1950-е годы были посажены лиственницы и другие ценные породы деревьев — труд местных жителей – сотрудников ботанического сада Академии наук СССР. (Ансамбль улицы Дмитрия Ульянова на съемке с коптера).

Историческая ценность застройки этого отрезка Дмитрия Ульянова состоит в том, что, будучи единым ансамблем, дома Академии наук наглядно иллюстрируют эволюцию стиля советской архитектуры 1950-х годов.

К этому следует добавить исключительную мемориальною ценность ансамбля. В этих домах в разные годы жили великие ученые: нобелевские лауреаты Н.Г. Басов, В.Л. Гинзбург, академики А.И. Опарин, Г.К. Скрябин, В.И. Арнольд и другие. В доме 4, корпус 2 с 1961 по 1995 год жил композитор Альфред Шнитке.

Несмотря на авторство выдающихся архитекторов, значительную градоформирующую роль, а также историческую, архитектурную и мемориальную ценность, «Ансамблю жилой застройки АН СССР» было отказано во включении в реестр памятников.

Оба комплекса академических домов оказываются в зоне строительства метро: тоннель Троицкой ветки по проекту должен пройти под домами ЖСК РАН (Ленинский проспект, 63/2, Дмитрия Ульянова, 4) и в непосредственной близости от комплекса ДНР-3.

В отличие от зданий, ценность бульвара была признана: он стал охраняемым природным комплексом (ППМ от 19 января 1999 года № 38), но в январе 2020 года правительство Москвы постановило «Присвоить объекту природного комплекса N 11 Юго-Западного административного округа города Москвы «Бульвар по ул. Дмитрия Ульянова» новое наименование «Озелененная территория по улице Дмитрия Ульянова», чтобы исключить из него участок площадью 0,76 га для строительства метро. Строительство вентиляционной шахты и монтажных камер, очевидно, повлечет за собой вырубку значительной части деревьев и уничтожение бульвара.


Существующий проект «продления метро от станции «Улица Новаторов» до станции «Севастопольский проспект» может нанести значительный урон цельной историко-архитектурной и экологической среде нашего города. При этом транспортная задача так и не будет решена. Архнадзор призывает правительство Москвы отказаться от поспешных действий и вернуться к обсуждению проекта для его пересмотра.

Автор выражает благодарность Петру Ширковскому за консультацию и предоставленные материалы.

7 комментариев

Почему Архнадзор призывает, а не блокирует стройку из-за отсутствия экспертизы и вообще из-за отсутствия инженерного, со всеми изысканиями и расчетами проекта. Почему у архнадзора нет таких полномочий???
Архнадзор - общественная организация
Потому что всё документы в порядке а проект полностью прошёл экспертизу. Сквер выведен из состава ПК постановлением Правительства Москвы № 5-ПП от 14.01.2020.
Во-первых 5пп незаконное постановление, которое полностью противоречит Генеральному плану г. Москвы, как в части трассировки линии, которая по генплану идёт через центр в Балашиху (:см. Карты генерального плана стр. 388-394) так и в части изъятия бульвара. Градостроительным кодексом г. Москвы не предусмотрено отступление от генерального плана. Карты генерального плана являются неотъемлемой частью и должны исполняться. То же касается природного комплекса 11 Бульвара на Дмитрия Ульянова. Он также отмечен на картах Генерального плана и изымать из него какие-либо части, а также менять статус запрещено. Это что касается самого постановления, которое незаконно. Об этом имеются юридические заключения, которые были предоставлены во все органы государственной власти. В части бульвара нарушаются также закон о зелёных насаждениях, лесной кодекс РФ. Не нужно забывать и о б антиконституционности постановления 5ПП от 14.01.2020 года, при исполнении которого происходит ухудшение условий проживания Москвичей. Также не понятно, как в область метрополитена попала частная территория ЖСК РАН СССР, с 1953'года находящаяся в бессрочное пользование по постановлению Совмина СССР? Невозможно провести метро мелкого заложения не вторгаясь в окружающие территории. Технология варварская, котловинами . Берлинский способ, водопонижение и пр. Это несёт прямую угрозу домам, о которых говорится в этой статье. ЖСК РАН СССР - постройка этого дома архитектором Белопольский происходила за счёт собственных средств учёных. Земля - награда за особые достижения в науке, в том числе за создание ядерного оружия. И вторгаться в частные земли означает фактически покушение на государственную награду! Каким образом территорию, никогда не принадлежавшую городу включили в проект? Значит есть желание избавиться от этих домов? Нам не понятно,как без обследования нашего Жилого комплекса и без геологических исследований территории, Мосгосэкспертиза могла выпустить заключение? Только по фальсификату. Руководители Мосгосэкспертизы предупреждены неоднократно о фальсификате. Однако Мосгосэкспертиза является подневольным подразделением мэрии Москвы. И выпустит ЛЮБОЕ заключение, какое ей подскажет мэр не глядя в документы! Что она и сделала. Но все равно при установке забора не было документов на площадку 4. И полного пакета с РД рабочей документацией. Разрешение на строительство на одну контору, согласования на другую, остальное на третью. Печати смазаны и пр. Как обычно. Совет депутатов готов был рассмотреть оригиналы, но их так в совет и не принесли - то есть их нет. Опять фальшивка И как не фальшивка, если прокладка газа например, затрагивающая территорию ЖСК, не согласована с ЖСК РАН, так как в пакете документов обнаружилось фальшивое обследование дома 48. Вдумайтесь ГАЗ прикладывать хотят с бульвара под фундамент без обследования дома! Рыть канаву 9 м с 3-х этажный дом глубиной по фальшивым данным.. Так что то, что тут строители пишут про документы, и что они есть - ну смешно читать. Нам,как юридическому лицу обязаны предоставить проект на рассмотрение. Чего только нам не пишут, но проекта как не было так и нет. И щит идёт у новых метростроевцев куда глаза глядят без обоснований. Поэтом и авария на аварии. И чего тут ждать?
5пп противоречит пяти основополагающим федеральным законам. Генеральному плану г. Москвы, градостроительному кодексу Москвы и РФ, лесному Кодексу, закону о зелёных насаждениях и Конституции РФ. Об этом есть юридические заключения , в том числе Галины Морозовой, авторитет которой известен. Но простите, даже в 5 ПП из бульвара выведен крошечный участок под вентиляционную тумбу. Так каким образом огорожен участок 3500 метров квадратный в половину бульвара? Строители даже свои собственные незаконные постановления не соблюдают.
С Уточьей башней связан Петр Великий юбилей которого отмечают в этом году. Одновременно взялись и за берега Яузы(район Красный богатырь и др), с которых юный Петр начал преобразование России. Таким образом в двух градостроительных преступлениях упоминается один исторический герой на его юбилей. Что не может быть случайным.
Почему не представлена мнение другой стороны? Козловский на видео задаёт вопросы, но ответы на его вопросы аккуратно вырезаны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *