Окно в историю осталось без электричества
Музеефицированные археологические фрагменты XVII века покрылись мхом и плесенью
Мария Коробова
В 2018 году нашумевшая программа «Моя улица» дошла до квартала между Мясницкой улицей и Маросейкой. Заранее, в марте, началась совместная работа столичного Департамента капитального ремонта города Москвы (ДКР) и представителей местных жителей и сообществ: Центра изучения истории и наследия Златоустова монастыря, Общественного движения «Архнадзор», инициативной группы «Ивановская горка», музея «Огни Москвы». Состоялось несколько встреч, на которых выработана карта благоустройства и предложения к разработке технического задания для учета в проектировании предложений краеведов, экспертов и местных жителей.
Но когда в мае благоустройство дошло до пересечения Армянского и Малого Златоустинского переулков, где с 1669 до 1938 г. стояла прекрасная церковь Николы в Столпах, городские власти не сразу приняли решение, да даже и саму мысль о полноценной музеефикации остатков его фундамента. Первоначально там работали археологи, и речь шла лишь о сигнации. Но уж больно красивы были вскрытые кладки храма, и конечно, хотелось их сохранить для обозрения.
22 мая начались работы по сооружению бетонной подушки под плитку. 25 мая в Общественной палате РФ прошли слушания по вопросу музеефикации объектов археологии, на имя С.С. Собянина было направлено коллективное обращение от имени ряда известных архитекторов, искусствоведов и общественных деятелей с просьбой «дать распоряжение об изменении сроков окончания работ по благоустройству, поручить провести работы по консервации и сохранению объектов археологии, по проектированию на их основе археологического парка с музеефикацией указанных объектов на месте».
И наконец, городские власти утвердили проект, который предусматривал полный комплекс работ по музеефикации памятника методом «археологического окна» под стеклом: и вентиляцию, и освещение, и гидрофобизацию. Осенью его сооружение было завершено, и уже 6 декабря Сергей Собянин наградил авторов и исполнителей проекта в числе лауреатов конкурса «Московская реставрация — 2018». О реставрации и некоторых нюансах сохранения кладки храма мы уже рассказывали.
В номинации «Объекты археологического наследия» отмечена церковь Николая Чудотворца в Столпах. Раскрытие и фиксация остатков фундаментов северной галереи и апсиды церкви (Армянский переулок, дом 4, стр. 2). За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ премии удостоен Департамент капремонта. За музеефикацию фрагментов фундамента — ООО «Преображение». За организацию и проведение археологических исследований — ООО «Археологические изыскания в строительстве.
Однако не успели смолкнуть фанфары, как «окно в историю» отключили от электричества. «Окно» в его первоначальном виде продержалось еще полгода, в мае 2019 здесь торжественно отметили Дни культурного наследия и отчитались о своем прошлогоднем достижении, а дальше началась долгая переписка длиною в добрых 2 года с просьбой подключить-таки окно к электрическим сетям и запустить вентиляцию.
Департамент культурного наследия отправлял к Департаменту капитального ремонта, тот к ГКУ УКРиС. УКРиС пытался передать объект балансодержателям города.
13 марта 2020 года ДКР рапортовал: «В настоящее время ведется корректировка технических условий, ориентировочный срок корректировки — 30 календарных дней. Работы по подключению освещения и системы вентиляции будут выполнены после получения новых технических условий».
15 июля 2020 года мэру было направлено письмо по поводу все той же проблемы. 28 июля 2020 г. заместитель префекта ЦАО пишет, что подрядной организации дано поручение выполнить работы по устранению замечаний, указанных в обращении, в срок до 12.08.2020. После завершения работ музейный объект будет приведен в удовлетворительное санитарно-техническое состояние и передан в оперативное управление балансодержателю территории.
15 сентября 2020 года и.о. заместителя префекта по вопросам ЖКХ дает замдиректора ГКУ «УКРиС» Суржиковой пояснения о целесообразности передачи окна в ГБУК Музейное объединение «Музей Москвы»…
В переписках проходит еще год. 24 июня 2021 Музей Москвы готов был принять «окно» на баланс, просил согласования, подсчитывал затраты на обслуживание и просил выделения целевой субсидии у министра правительства Москвы, руководителя Департамента культуры Александра Кибовского.
Пока идет вся эта увлекательная переписка, мох и плесень растут своими темпами, не зная о благих намерениях начальства. В результате в ноябре 2021 года ДКР уже констатирует: «Визуальный осмотр Объекта, проведенный в июле текущего года совместно с сотрудниками ГКУ «УКРиС», показал, что витрина для показа объекта археологии выполнена без учета специфики создания уличных всесезонных витрин, что привело к невозможности эксплуатации данной конструкции на постоянной основе. (Так за что тогда награждали начальников? А окно-то поначалу проветривалось и освещалось! – Ред.)».
Далее: «В результате Объект находится в неудовлетворительном состоянии и требует проведения капитальных работ, включающих допроектирование инженерных систем (вентиляция, обеспыливание, освещение) и подключение к электрическим сетям.
По итогам проведения указанных работ передача Объекта в оперативное управления Музея Москвы будет согласована.”
Чиновники водят нас по кругу, а памятник археологии разрушается.
Иногда подумаешь: может быть, им лучше ничего и не предлагать? Под землей и бетонной подушкой все хотя бы целее было. А тут – отрапортовали, призы получили, а дальше – хоть трава не расти. Трава пока ещё не растет, а вот мох и плесень – очень даже.
1 комментарий