Борьба с «черными» экспертами небезнадежна
Не секрет, что многие «эксперты», оценивающие проекты приспособления памятников к современному использованию,частенько обслуживают интересы застройщика. О многих из таких случаев мы рассказывали в наших публикациях. Их имена мы вносим в «черный список» и сообщаем об их «художествах» аттестующему их Министерству культуры. Бывают и случаи отказа в переаттестации недобросовестных экспертов, что не может не радовать.
Аттестация Минкульта действительна в течение трех лет, после чего соискатель может снова выставить свою кандидатуру в качестве «государственного эксперта в области историко-культурной экспертизы».
Среди тех, кто были заявлены на переаттестацию 27 октября 2021 года, значится архитектор Юлия Семина из Москвы. За «отчетный период» она была многократно замечена в составлении недобростовестной или недостоверной экспертизы.
Так, в марте нынешнего года Семина подписала положительный акт экспертизы работ по приспособлению флигеля усадьбы Снегирева на Плющихе, 62, работы выдающегося архитектора Романа Клейна, части памятника федерального значения. Эксперт одобрила уничтожение подлинных конструкций и интерьеров флигеля, а также установку бетонного каркаса внутри здания ради освоения подземного пространства.
В мае Семина с соавторами положительно оценили проект «сохранения и приспособления» выявленных памятников — Теплых торговых рядов и Богоявленских линий (Ильинка, 3/8, стр. 3, 4 и Богоявленский переулок, 6, стр. 1). Это скандальный проект со строительством на месте сносов 2006 года, позади руин Теплых рядов, входящих в нашу Красную книгу. Эксперт одобрила “устройство котлована и новых фундаментов, наружных стен подземных этажей” на месте снесенной части Рядов, притом что она же указывает, что их подвалы сохранились и засыпаны при сносе. То есть исторические объемы по-прежнему существуют, однако обрекаются на уничтожение.
В сентябре Семина положительно оценила проект сохранности доходного дома-памятника на Малой Бронной улице, 22 при реконструкции соседнего дома в Спиридоньевском переулке, 17.
Вывод о том, что планируемые работы «не окажут влияния на ОКН» (объект культурного наследия. – Ред.), опровергла действительность: работы ведутся уже три года, на памятнике множатся и растут трещины, из стен вываливаются кирпичи и т.д. Очевидно, что акт был написан задним числом для легализации незаконных работ. Историческая справка в акте скопирована из интернета.
Или более ранний пример. В 2019 году г-жа Семина с соавторами положительно оценили проект реставрации и приспособления знаменитых палат Гурьевых в Потаповском переулке, 6, спасенных нами от сноса в 2009-2010 годах. Эксперт одобрила устройство двухуровневой подземной парковки под территорией памятника.
По итогам аттестации Юлия Семина потеряла право оценки проектов реставрации, сохранив за собой лишь экспертизу отнесения выявленных памятников к реестру.
Содержание реестра «черных» экспертов и далее не будет секретом от Министерства культуры.