Красная книга в Новой Москве
Красная книга Архнадзора вышла в так называемую Новую Москву — на территории, присоединенные к столице в 2012 году.
В номинацию «Запустение» включены еще восемь усадеб и сельских церквей, и мы знаем, что это не последняя цифра.
В наихудшем положении усадьба Бергов Ивановское с двумя деревянными домами, один из которых уже рухнул, а другой обрушивается, так сказать, в режиме реального времени. (Этим Бергам принадлежал в Москве особняк на Арбате, нынешний театр имени Вахтангова.) Еще в апреле минувшего года согласован проект реставрации второго из них.
От барочной Успенской церкви в Свитине, постройки графов Воронцовых, осталась лишь руина колокольни без завершения и с примыкающей частью трапезной. Сам храм, увы, снесен в 1970-е годы, когда волна атеистического вандализма уже сошла на нет. Только в нынешнем году памятник передан Церкви.
Дом знаменитого булочника Дмитрия Филиппова в Сатине пустует, не имея охранного статуса, что особенно опасно. Притом что стоит на территории другого памятника, в валах мертвого города Перемышля (XIV век). Планы балансодержателя, Федерации независимых профсоюзов России, неясны.
Не имеет статуса и руина усадебного дома Шамшиных в Клёнове. (Этому семейству принадлежал в Москве известнейший доходный дом на Знаменке, 8.) Одновременно охраняются отреставрированная церковь и благоустроенный парк. Мосимущество до сих пор не вступило во владение Клёновом.
В усадьбе Крёкшино последовательно жили лидер российских евангелистов («пашковцев») Василий Пашков и лидер толстовства Владимир Чертков, которого три раза посещал здесь Лев Толстой. Оба жителя усадьбы высылались из страны. Крёкшинский дом пребывает в таком состоянии, будто после них здесь никто не жил.
В усадьбе Михайловское пустует и разорен главный дом — хрестоматийный памятник раннего классицизма, принадлежавший до 1917 года графам Шереметевым, но построенный екатерининским губернатором многих губерний Михаилом Кречетниковым. (Его столь же выдающийся московский дом на Пречистенке, 19 занят Академией художеств.) Архитектура дома приписывается то Ивану Старову, то Петру Никитину.
Уникальна церковь Живоначальной Троицы в усадьбе Салтыковых Березки: ее барочный четырехлепестковый объем когда-то окружала круглая классицистическая колоннада, увенчанная куполом. Храм почти никто не видел на режимной территории полицейской академии, хотя еще в 2019 году он приписан к соседнему приходу.
В самой известной из этого ряда усадеб, Валуеве графов Мусиных-Пушкиных, где снимался знаменитый фильм “Мой ласковый и нежный зверь”, ветшают и разрушаются гроты, а запустение водонапорной башни стало предметом судебного разбирательства между Мосгорнаследием и санаторием “Валуево”.
Ну и ложка меда в эту черную от дегтя бочку. Деревянный главный дом усадьбы Шумилиных Гусева Полоса (Мамоново) в Сколкове отреставрирован к марту 2021 года, после 12-летнего запустения. Во всяком случае, правительство Москвы отчиталось об этом, хотя еще в 2019 году останавливало работы как незаконные.
Будем признательны нашим читателям за указания на иные, менее известные потенциально краснокнижные объекты в границах «новой Москвы».