Год без троллейбуса
Уже год, как Москва живет без троллейбуса. От крупнейшей в мире сети остались три маршрута (Т; 202; 203). Но хотя маршруты 202 и 203 и заходят на территорию Москвы, они являются областными, относясь к городу Химки. Единственный московский маршрут «Т» — это всего два троллейбуса и круг длительностью около 15 минут. К печальной годовщине активист движения «Москвичи за троллейбус» Георгий Красников анализирует работу бывших троллейбусных маршрутов в Москве.
Столько нас убеждали Ликсутов с Собяниным, что троллейбус — это устаревший транспорт. Что электробус в 1000 раз лучше, и даже если всё заменить на автобусы, маршруты станут лучше и стабильнее ходить.
Вот уже прошёл почти год с уничтожения московского троллейбуса. Москвичам же оставили для галочки один недомаршрут, несущий минимальную транспортную полезность. По идее, надо радоваться развитию транспорта в Москве и тому, что он становится всё лучше и лучше.
Но давайте сравним, как ходили маршруты когда они были троллейбусными, и сейчас, когда по ним ходят автобусы.
Начнём с 32-го маршрута, заменённого ещё в 2017 году. В первые месяцы после замены расписание было аналогичным троллейбусному: 7-10 рейсов в час, но сейчас случилось заметное проседание и рост интервалов.
Продолжим исследование востока города. Стратегический 41-й маршрут от Комсомольской площади до Щёлковской в Гольяново. Сколько помню, троллейбусы всегда были плотно заполнены, хоть и ходили каждые 6-10 минут. Автобус теперь ходит куда реже: интервалы выросли до 17-20 минут и появились «дырки» до 35-45 минут (в 11 и 17 часов).
Ещё один «каркасный» маршрут, идущий вдоль Арбатско-Покровской линии — 22-й («Комсомольская пл. — 16-я Парковая улица). До самого последнего дня в троллейбусном исполнении он ходил часто и стабильно: 7-10 рейсов в час. Стал автобусом — интервалы подскочили до 17-20 минут, регулярность упала до 3-4 рейсов в час. И тут эти «получасовые» дырки — прямо реальная напасть автобусов «Мосгортранса».
Очень хороший маршрут 24-й (Красные Ворота — Авиамоторная) — был эдаким лефортовским «стержнем». Ездил очень часто, но был один недостаток: зависел от проводов. Как перестал от проводов зависеть, так сразу перестало получаться ходить так же часто: вместо 8-10 рейсов в час теперь те же 3-5. И снова «дырки» по 32 минуты — непонятно, что делать пассажирам, которым в это время надо ехать.
Один из последних уничтоженных троллейбусов на востоке — 30-й. И тут частота движения изменилась в худшую сторону.
А это особенно показательный случай. 77-й троллейбус был эдаким перовским «наземным метро». Смотрите, сколько рейсов в час, расписание даже в скриншот не уместилось. Каждые 3-5 минут в течение всего дня — не красота ли? Нет, это же троллейбус, а он не может быть красотой.
Как на маршруте запустили автобусы, так сразу там появились «гармошки», и сам маршрут продлили до платформы Чухлинка (бывш. Перово). Но только регулярность просела раза в 2. Вместо 3-5 минут стало вечные 10-15. Т77 уже не назовёшь «перовским метро».
А теперь мы с вами переместимся на северо-запад.
43 (Карамышевская набережная — Прибрежный проезд). Был интервал 6-8 минут, стал — 12-15.
Стержневой маршрут Коптева — 57-й. Раз в 5-7 минут, никогда не надо было ждать. В автобусной версии частота снизилась, зато возросло число «дырок» (всего 2 рейса в 10 часу — это как??).
Поразительно, конечно. Любой маршрут возьми, стало только хуже! Хорошо ещё, если терпимо хуже, как в случае 70-го.
86-й маршрут, как и 32-й, грохнули ещё в 2017 году. Теперь в природную зону Серебряный Бор продолжают ездить «экологичные» дизельные автобусы. Электробусов сюда почему-то не хватило, хоть тут и целая роща зарядок для них (но заряжается на них только проходящий мимо 21-й). Одно успокаивает: автобусы ходят заметно реже, чем когда-то ходили троллейбусы, а значит, не так сильно загрязняют заповедный серебряноборский воздух!
А что на юге? А то же самое! Стратегические маршруты, ходившие часто, ходят средне.
Причём можно наблюдать прореживание в онлайне. Вот, скажем, Т71, деградирует на глазах.. Так он ходил в июне.
А с июля ещё несколько рейсов поснимали.
Но это всё ещё было в рамках приличия. Частоходящие маршруты стали ходить реже. А среднеходящие маршруты вообще стали призраками! 26-й:
Я тут даже не буду уже оригинальные расписания выкладывать. И так понятно, что троллейбусы ходили, может, и не всегда регулярно, но 5-6 рейсов в час было практически у всех.
Троллейбус был надёжным стабильным транспортом. Но у него был существенный недостаток — провода. Которые так не нравились Собянину. С устранением недостатка исчезла и частота и регулярность.
65-й был вполне заурядным маршрутом, который ждать-то особо никогда не надо было. А кто вот на таком будет ездить с его 32-минутными интервалами, я даже и не знаю. Может, правда, забота об экологии — чтобы автобусы не сильно пачкали воздух Сербора?
Как хорошо, что нет этой дурацкой привязки к проводам! Можно продлить куда угодно маршрут, например, в посёлок Северный, как 78-й! А то, что он хуже в 2-3 раза будет ходить, так это беда что ли?
Что у нас на юго-западе? Призрачное царство! Непонятно, конечно, куда исчезают выходы? Троллейбус они убили ещё в том году, а выпуск продолжает падать и сейчас. Возможно это связано и с пандемией, что непривитые водители отстраняются от работы. Но как с таким расписанием вообще пользоваться транспортом?
Т85 держался до последнего. Ещё месяца 2-3 назад расписание у него было, конечно, хуже троллейбусного, но не сильно. Сейчас — это призрак с интервалами в полчаса.
Тут даже не знаю. Никогда особо не понимал смысла этого маршрута, даже когда он был троллейбусным. Его в своё время ввели как бы на замену снятого с Ленинградки 23-го трамвая. Трамвай, конечно, не раз в 1 час 8 минут ходил, а немного почаще. Но если смысла мало, может, и вообще его стоит убрать? Для кого этот воздуховоз раз в никогда?
Ну вот единственное исключение из правил — 11-й. Он когда-то, конечно, тоже ходил часто, но благодаря Собянину успел побыть призраком и в троллейбусном исполнении. Стабильные интервалы раз в полчаса в течение всего дня. Однако и тут умудрились подгадить. Во-первых, был ещё маршрут 11к, который теперь просто умножили на ноль вместе со всеми выходами. Во-вторых, даже то расписание теперь не выдерживается. Интервалы уже больше получаса, и есть дырки.
Есть, конечно, и некоторые исключения. Как ни странно, электробусы на бывших троллейбусных маршрутах работают более-менее сносно. Например, Т75 ещё месяц назад ходил так же, как и его коллеги выше, а сейчас, с переводом на батарейки, его несколько прокачали. Вот только пассажирам бывших 26, 65, 85 и других маршрутов от этого легче ждать не становится.
Так что вот, такая грустная история. Троллейбус уничтожили, теперь его бывшие маршруты работают всё хуже и хуже. Автобус уверенно деградирует, там, кстати, таких редкоходов ничуть не меньше. Трамвай постоянно закрывается на длительные ремонты, после которых полотно становится ещё хуже.
А ведь так хорошо всё это работало, зачем искуственно было рабочую систему ломать?
Не знаю, как можно пользоваться таким общественным транспортом с такими интервалами, но вы зато знаете, как ударно его Ликсутов с Собяниным «развивают».
P.S. интересно, конечно, что надо это адепты выпиливания троллейбуса ответят. Что, всё ещё уверены, что стало лучше?
3 комментария