Неуместный «Ренессанс»
Александр Фролов
Замоскворечье, особенно Большая Ордынка, наполнено старинными усадьбами. Одна из них — усадьба Шемшуриных, владение №19. В глубине двора стоит главный дом, ныне Музей морского флота, два этажа которого построены в середине XVIII века бригадиром Хомяковым в стиле барокко, а верхний надстроен в XIX веке. Увы, декорация барокко позже изменена, но хорошо читается на стенах. По сторонам дома, образуя парадный двор, стоят два флигеля XIX столетия, оба со сводами и с фасадами в скромном классическом стиле.
Столь полно сохранившаяся усадьба даже в Москве представляет большую редкость. Город это знает: в прошлом году главный дом стал объектом культурного наследия и теперь охраняется государством. Флигели, составляющие с ним единый ансамбль парадного двора, на охрану при этом не взяты.
Специалисты много лет говорят о комплексном подходе в деле охраны памятников, о необходимости охраны среды, в которой памятники живут. Здесь мы видим половинчатое решение, не обеспечивающее сохранность усадьбы, но создающее впечатление активной работы Департамента культурного наследия (ДКН). Причина решения ясна: восточная (тыльная) часть северного флигеля разобрана для организации единственного заезда в подземный уровень жилого комплекса, строящегося сейчас к востоку от усадьбы Шемшуриных.
Снесённая часть флигеля не сохраняла сводов, была перестроена. Но она сохраняла объём и форму исторического здания и обрамляла пространство усадебного двора. Мало того, проезд к жилому комплексу предполагается проложить через парадный двор усадьбы. Как могло появиться подобное решение и как ДКН согласовал столь серьёзное искажение ансамбля? Если внутриквартальное пространство не имеет заезда, связи с уличной сетью, как можно было отдавать его под новую застройку?
Ещё одно следствие отказа в охране северному флигелю стало видно только что. Долгое время в нем располагалось подразделение МЧС, использовавшее для въезда своих автомобилей прорубленные в кладке большие проёмы. В 2020 году эти прямоугольные проёмы стали переделывать в арочные. Казалось, что арочная форма может стилистически приблизить фасад флигеля, выходящий на парадный двор, к архитектуре всей усадьбы начала XIX столетия.
Но оказалось, что работы не ограничиваются устройством арок. Перед обоими проёмами были установлены тепляки, и за ними, скрытно от посторонних глаз, были выстроены два портала из блестящего, полированного светло-бежевого камня. Цвет и фактура камня противоречат традициям русской классической архитектуры. Ренессансная форма порталов, слишком сложная для подчинённой части ансамбля, спорит с главным домом, отвлекает на себя внимание зрителя. Они слишком велики не только для флигеля, но и для всего двора. Матовая поверхность стены отторгает вновь построенное, они не смогут сосуществовать на одном фасаде. Парадный двор усадьбы из гармоничного исторического пространства превратился в странную архитектурную смесь разностильных случайных частей.
Чего же следует ждать дальше? Не захочет ли застройщик облицевать таким же камнем всю стену и тем самым ещё сильнее исказить ансамбль двора?
ЖК, для которого устраивают проезд через парадный двор усадьбы, строится по проекту известного, опытного и грамотного архитектора Павла Андреева. Возможно, и эти два портала проектировал он. Что же заставило маститого мастера пренебречь здравым смыслом и разрушить композицию парадного двора?
Наконец, согласовало ли Мосгорнаследие возведение порталов на территории памятника? Неужели все это было запланировано до решения принять на охрану только главный дом?
Мы видим, что здания на территории памятника, если они не обладают собственным охранным статусом, фактически лишены защиты от произвольного изменения. В Москве правовой режим территории памятника, определенный федеральным законом, не соблюдается. А орган охраны наследия сам лишает себя инструментов воздействия на застройщиков и проектировщиков.
1 комментарий