Открытие усадьбы Полянских


Сергей Клычков, Рустам Рахматуллин

Весной 2021 года выселены арендаторы дома-памятника в Серебряническом переулке, 7.

Дом отнесен к перечню выявленных памятников в 2014 году, при этом опасно «омоложен»: в заявке он именовался палатами XVIII века, а в перечне стал «жилым домом XIX века».

Эксперт явно не обходил дом кругом, поскольку в узком тупиковом зазоре с соседним домом № 9 раскрывается боковой (восточный) фасад с объемным, не срубленным декором первого этажа в стиле барокко.


Фасад был обнаружен активистом Московского отделения ВООПИиК Кириллом Парфеновым в присутствии одного из пишущих эти строки, в 1986 или 1987 году. Заявка на охрану стала следствием этого открытия.

После выявления дом семь лет ждет отнесения к реестру. Выявленный памятник всегда остается в «серой зоне» — может получить отказ. Недостоверная поздняя датировка в этом смысле опасна, особенно на фоне запустения.

Вот почему мы обратились к существующему исследованию владения (выполненному ЗАО «УРБИС» в 2007 г.) и предприняли собственное.

*
В XVII веке здесь, на подоле Яузы, располагалась дворцовая слобода серебряников — денежных мастеров, а выше по склону, вдоль Воронцова Поля, – стрелецкие полковые слободы. К началу XVIII века, после указов Петра I о роспуске стрелецких полков и об отмене слободского расселения ремесленников, на склоне от Воронцова Поля к Яузе, на землях, скупаемых у слобожан, стали формироваться усадьбы с террасными садами и прудами.

В 1703 году один из участков приобрел Макар Артемьевич Полянский, видный деятель петровского царствования. Он начинал службу еще при дворе Алексея Михайловича. При Федоре Алексеевиче, в 1679 году, был подьячим приказа Казанского дворца – органа центрального управления, ведавшего землями бывших Казанского и Астраханского царств. В начале 1690-х годов Макар Полянский сделался дьяком того же приказа. В этом качестве он и купил участок в Серебряниках.

Из тома I Актовой книги за XVIII столетие за 1701-1703 годы.

Макар Артемьевич оставил яркий след в истории русской архитектуры как строитель Иоанно-Богословской церкви (1704) в своем наследственном имении Макаровка под Саранском, где в наше время учрежден монастырь.

Московский двор Полянских со временем значительно расширился скупкой соседних владений, в границах современных участков №№ 3-7 по Серебряническому переулку. Планы второй половины XVIII века впервые фиксируют структуру усадьбы. План Горихвостова, датируемый 1767 годом, но объединяющий разновременную информацию за несколько предыдущих лет и даже десятилетий, показывает усадьбу с каменными палатами сложного плана и с большим садом. (Трасса переулка на этом плане еще формируется и пока не достигает Николоворобинского.)

1767_Горихвостова

Прожектированный план 1782-1784 годов представляет главный дом в новой конфигурации, с расположенными вдоль красной линии переулка флигелями.

1784-1786_Прожектированный план

План 1782 года из ГИМ ОПИ фиксирует усадьбу Полянских в полном составе, включая сохранившийся флигель.

Участок тогда принадлежал внуку Макара Артемьевича, статскому советнику Александру Ивановичу Полянскому (1721-1818). В 1765 году Екатерина II устроила его брак с графиней Елизаветой Романовной Воронцовой (1739-1792), бывшей фавориткой Петра III.

Еще до воцарения Петр Федорович предпочитал Воронцову супруге, а после восшествия на престол поселил ее в соседних покоях. Сестра Воронцовой княгиня Екатерина Романовна Дашкова была решительной участницей переворота в пользу великой княгини Екатерины Алексеевны. Во время переворота графиня Елизавета Романовна была арестована в Ораниенбауме, где жила с низложенным императором, а после его убийства отправлена в подмосковное имение.

Воронцова

Женитьба сделала Полянского богачом, и в том же 1765 году он вышел в отставку в чине полковника, с переименованием в статские советники. Вскоре семья получила разрешение пребывать не только в Москве, но и в Петербурге, где ей принадлежал дом на аристократической Английской набережной, впоследствии совершенно перестроенный. В 1775 году императрица оплатила огромные долги г-жи Полянской.

В 1800 году, с присоединением очередного владения, московская усадьба Полянских получила выход на Яузский бульвар. В описи 1810 года главный дом упоминается как каменный, двухэтажный на сводчатых подвалах, во дворе – флигели, конюшни, каретный сарай, по переулку – ворота с двумя калитками, ограда.

Именно в таком виде усадьбу фиксирует гравюра начала XIX века. Исходный рисунок сделан с высоты холма, от церкви Николы в Воробине. Главный дом хорошо виден слева от церкви Троицы в Серебряниках. Его план с ризалитами, обращенными на задний двор и в парк, полностью соответствует показаниям плана Москвы Челиева 1817 года, на котором зафиксированы здания, сохранившиеся или руинированные после пожара 1812 года. Известно, что в пожаре не пострадали хозяйственные строения в западной части усадьбы и один флигель.

1817

Таким образом, восточный фасад дома № 7 по Серебряническому переулку следует отождествлять с восточным флигелем переднего двора, показанным на плане Челиева. Как барочный, флигель мог быть построен и до, и немного после брака Полянского с графиней Воронцовой. Определенно, что перед нами еще один воронцовский адрес Москвы.

Елизавета Романовна скончалась в 1792-м, Александр Иванович – в глубокой старости в 1818 году, их сын Александр Александрович — в один год с отцом. Хозяйкой усадьбы стала вдова последнего Елизавета Ивановна Полянская, урожденная Рибопьер, сестра знаменитого дипломата графа Александра Ивановича Рибопьера.

Именно она разделила участок на три части и распродала их в 1832 году. Восточную часть, современное владение под № 7, приобрела купчиха И.Л. Вольнотепова с дочерью, мещанкой М.И. Беспаловой.

Страницы из Серебрянический пер., 5_ИКИ_2007

Восточный флигель превратился в главный дом их владения и в этом качестве показан на плане Москвы Хотева (1852).

В 1886 году участок приобрел крестьянин И.О. Зубков. Возможно, именно он пристроил к дому объем с запада, развернув его вдоль переулка, и придал ему существующее эклектичное оформление фасадов.

Итак, дом № 7 в Серебряническом переулке – древний и, возможно, единственный остаток крупной дворянской усадьбы, в продолжение 130 лет принадлежавшей роду Полянских.

Очевидна необходимость перенести этот адрес из перечня выявленных памятников в реестр памятников регионального значения. При этом он должен быть назван корректно, например: «Главный дом городской усадьбы XIX века, в основе – флигель городской усадьбы Полянских, середина XVIII века».

Кроме того, дом нуждается в натурных исследованиях для определения габаритов первоначального здания и стилистического решения других его фасадов.

1 комментарий

Нуждается то нуждается, да кто ж ему даст всё это. Вокруг разрастаются дома для богатых, и дом 7 с прмыкающим к нему домом 9, дом 4, примыкающий к памятнику истории дому 2, Дом сказок(Николоворобинский 12) стали наконец то бельмом на глазу у новых архитекторов вроде Скуратова и др. 4 мастерская впихнула перед домом 7 аж семь домов высотой до 33,6 м, получив разрешение ДКН. Впихнули невпихуемое, по другому не скажешь. Эти дома уже уничтожили Серебрянический переулок. На очереди Дом сказок, который исключили из реестра памятников и дом 7, который ДГИ отсудило у МСХ. Так что попытки авторов благородны, но наивны, и противоречат современным тенденциям превратить центр города в посёлок избранных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *