Бассейн ЦСКА: сохранить наследие Фаворского
Рива Синаюк
23 декабря 2020 года пресс-служба компании «Роснефть», спонсора хоккейного клуба ЦСКА, сообщила о намерении «НК «Роснефть» совместно с Министерством обороны РФ и Правительством Москвы построить на Ленинградском проспекте новую многофункциональную спортивную арену. Существующее ныне здание хоккейной арены (Ленинградский проспект, 39, стр. 41) появилось на месте предыдущего ледового дворца в 1991 году. Объявлено, что оно обветшало и не соответствует требованиям международных спортивных организаций. Собственно, основная команда ЦСКА уже несколько лет играет на другой площадке. Но размеры территории, занимаемой ледовой ареной, недостаточны для нового масштабного проекта, поэтому на снос предназначены и соседние здания: бассейн, гимнастический зал, дворцы тенниса и спортивных единоборств.
В середине прошлого века Ленинградский проспект славился спортивными сооружениями. На сравнительно небольшом отрезке улицы собрались три примечательных объекта: на четной стороне – легендарный стадион «Динамо», построенный в южной части Петровского парка, напротив – стадион Юных Пионеров, через пару километров – спортивный комплекс ЦСКА. В последнее время этим стадионам, а главное – людям, связавшим с ними жизнь, пришлось пройти через ряд испытаний.
Стадион Юных Пионеров больше не существует, территория полностью застроена. Ценой больших усилий удалось сохранить мозаики с ограды стадиона, теперь они установлены на внутренней стороне трибун вдоль Беговой улицы (31, строение 1).
Пришли новые времена и за стадионом «Динамо». От исторического сооружения архитекторов Лангмана и Чериковера оставлена лишь часть западной трибуны. Значительный участок территории Петровского парка вдоль Башиловки застроен коммерческой недвижимостью, и саму территорию лукаво переименовали в Спортивный парк «Динамо». Отдельная судьба ждала барельефы скульптора Сергея Меркурова, украшавшие исторический стадион. Они находились не в лучшем состоянии и новым хозяевам совсем не были нужны, а «эксперт» Мосгорнаследия и вовсе не заметил их при обосновании сноса стадиона. Но благодаря настойчивости Антона Меркурова (правнука скульптора) и других неравнодушных граждан, при участии Архнадзора и усилиями реставраторов барельефы были сохранены.
Теперь настала очередь спорткомплекса ЦСКА. И снова в поле нашего зрения оказывается произведение монументального искусства. Но попытаемся вначале понять, почему армейский спорткомплекс появился именно на этом месте.
Еще не так давно огромное пространство между Ленинградским проспектом и Хорошевским шоссе, между Беговой улицей и улицей Куусинена пустовало. Здесь находилась Ходынка, Ходынское поле, место силы и слабости, место праздников и катастроф.
Здесь в 1775 году отмечали окончание русско-турецкой войны и заключение Кючук-Кайнарджийского мира. Здесь стояли войска и проходили военные учения. Здесь зарождалась русская авиация: на южной стороне поля были построены авиазаводы, Московская школа воздухоплавания, в 1910 году на Ходынке открылся аэродром. Здесь же в 1896 году, во время гуляний по случаю коронации Николая II, произошла крупнейшая катастрофа, после которой слово Ходынка стало нарицательным, – давка во время раздачи «царских подарков».
Свои взлеты и падения были и в судьбе исторических деятелей более позднего времени, так или иначе связанных с Ходынкой. Когда строительство плавательного бассейна (тогда еще ЦСК ВВС) только начиналось, младший сын руководителя Советского государства, командующий Военно-воздушными силами Московского военного округа Василий Иосифович Сталин (в этом году исполнилось 100 лет со дня его рождения) казался всесильным. Он всегда покровительствовал спорту и спортсменам, его третья жена – Капитолина Васильева — была спортсменкой, пловчихой. Потому и решил Василий Сталин построить хороший крытый бассейн, а для строительства выделил на подведомственной территории участок на краю летного поля, где стояли ангары; два из них послужили основой для бассейна и гимнастического зала.
После смерти отца, когда Василий стал поперек горла новым руководителям страны, ему, помимо прочего, поставили в вину и бассейн – и ангары-то он использовал не по назначению, и деньги на строительство добывал обманом. Но сооружение бассейна все же закончили. Это был первый закрытый 50-метровый бассейн в СССР, именно благодаря ему у нас появилась целая когорта первых чемпионов в плавании. Капитолина Васильева еще долгие годы продолжала работать в бассейне ЦСКА тренером и слыла очень требовательным специалистом. В свое время в этом бассейне занимались пловцы Владимир Буре, Алексей Кудрявцев, Галина Прозуменщикова, Александр Сидоренко, Сергей Фесенко, Вениамин Таянович и прыгуны в воду Елена Вайцеховская, Игорь Лукашин, Дмитрий Саутин, Александр Доброскок и другие.
Авторы проекта бассейна – архитектор Н.И. Гайгаров при участии Б.И. Аверинцева и др., инженер-конструктор П. Аксёнов.
Николай Иванович Гайгаров (1909−1996) долгое время занимал должность ведущего архитектора Центрвоенпроекта, и все его проекты создавались для Министерства обороны, будь то жилые дома (так называемый генеральский дом на Смоленской набережной и «Дом со львами» в Ермолаевском переулке) или общественные здания, прежде всего – Центральный музей Вооруженных сил СССР.
Отличительной чертой архитектурного стиля 1930-х – 1950-х годов, когда строились основные сооружения Гайгарова, было богатое убранство – и снаружи, и внутри зданий. К работе над интерьерами архитектор привлекал лучших художников своего времени: Л.А. Бруни, Д.В. Бродскую, Г.А. Ечеистова и главного героя нашего повествования, Владимира Андреевича Фаворского (1886–1964), народного художника СССР. С Фаворским Гайгаров познакомился в 1930-х годах и с тех пор не упускал ни одной возможности привлечь мастера к украшению своих сооружений.
Из воспоминаний Н.И. Гайгарова: «В 1954 году я вновь обратился к Фаворскому с предложением нарисовать картуш-рельеф на изогнутом по форме конструкции перекрытия фронтоне строящегося закрытого плавательного бассейна ЦСКА на Ленинградском проспекте, 39… Он любезно согласился на это предложение, и я, оставив у него чертеж фасада, сказал, что композиция рельефа, его размеры, форма и цвет могут быть решены по его усмотрению».
Монументальное искусство было лишь одной из граней таланта В.А. Фаворского. Он проявил себя и в живописи, и в графике, оформлял театральные спектакли, известен как искусствовед. Много преподавал – во ВХУТЕМАС, Полиграфическом, Архитектурном институте, в Институте прикладного и декоративного искусства. Среди его учеников – А.Д. Гончаров, А.А. Дейнека, Ю.И. Пименов и другие замечательные художники. Работы В.А. Фаворского хранятся во многих музеях России и мира.
Оба сына Владимира Андреевича погибли во время Великой Отечественной войны, Никита в 1941 году, Иван – в 1945-м. Осталась дочь Мария, ее мужем стал скульптор Дмитрий Михайлович Шаховской (1928–2016), соавтор Фаворского в работе над картушем.
С В.А. Фаворским Шаховского связывали особые, длительные и близкие отношения. Отец Дмитрия Михайловича, православный священник Михаил Владимирович Шик, принял крещение уже будучи взрослым человеком, а в крестные позвал одноклассника и друга Владимира Андреевича Фаворского. Случилось это в 1918 году. Когда сыну Дмитрию исполнилось 9 лет, в 1937 году, о. Михаил Шик был арестован и расстрелян. Через несколько лет умерла мать Наталья Дмитриевна, урожденная княжна Шаховская. Дмитрия и его брата Николая усыновила тетя Анна Дмитриевна, и мальчики взяли ее фамилию.
Д.М. Шаховской учился в Москве и Ленинграде, преподавал. Одна из известнейших его работ – волшебные часы на фасаде Центрального театра кукол имени С.В. Образцова. Многим знаком и памятник Осипу Мандельштаму на улице Забелина – совместная работа Д.М. Шаховского со скульптором Еленой Мунц и архитектором Александром Бродским. Шаховской был удостоен званий академика Академии художеств, лауреата государственных премий.
Сохранились воспоминания Д.М. Шаховского о работе над картушем для плавательного бассейна, о замысле мастера: «Когда Владимир Андреевич делал рельеф с мозаикой для плавательного бассейна ЦДСА, он дал мне рисунок и просил вылепить раму с фигурами; потом сам раскрасил – для мозаики. Делать в натуру пригласил Зеленского. Я помогал. Мы вылепили фигуры и раму, а потом мастера их «переводили» в камень. Тогда это практиковалось всеми, и я даже не представлял, как это – такого размера скульптуру прямо рубить в камне? Владимир Андреевич очень огорчался, даже сердился и говорил: «Эх, будь я помоложе, я бы вам показал, как надо рубить». Теперь я тоже жалею, что тогда мы не использовали такую возможность. Потому что очень важно тогда было подчеркнуть (а при механическом переводе это не получилось), что каменные фигуры и рама – это часть невскрытой стены, а цвет и фактура мозаики – вскрытые участки… Потом я стал всегда рубить прямо в камне и обязан этим Владимиру Андреевичу».
Третий соавтор, Алексей Евгеньевич Зеленский (1903–1974), родился в Твери, учился в Нижнем Новгороде и в Москве, в том числе у В.А. Фаворского. У станции метро «Краснопресненская» стоит его скульптура «Дружинник». Известны его работы в области станковой скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Произведения А.Е. Зеленского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее керамики и усадьбе «Кусково» и в других собраниях.
Вернемся в наши дни. На встрече с руководством Министерства обороны в январе 2021 года (участники встречи – первый заместитель министра обороны РФ Р.Х. Цаликов, заместитель министра обороны Т.В. Иванов, председатель наблюдательного совета ЦСКА Н.А. Панков, руководители спортивных федераций, известные спортсмены) представители нескольких видов спорта выразили свое отношение к тому, что их интересы ущемляют ради одного хоккея. Им объяснили, что спорткомплекс ЦСКА нуждается в реконструкции, и пообещали предоставить новые помещения.
25 апреля болельщики хоккейной команды ЦСКА попрощались с ледовым дворцом на официальной церемонии.
Снос бассейна в открытых источниках не обсуждается, и тем более ничего не известно о планах руководства клуба ЦСКА в отношении картуша. В прежние годы наиболее логичным действием для неравнодушных граждан стала бы заявка в Департамент культурного наследия Москвы – для внесения бассейна в реестр объектов культурного наследия. Ведь историческая и архитектурная ценность здания бесспорна, и утрата подобного сооружения идет вразрез с запросом граждан на сохранение культурного наследия. Если же обратить внимание на спортивную сторону дела, ситуация видится еще более проблематичной. На замену 50-метровому бассейну предлагается еще не законченное строительством сооружение с длиной дорожек 25 метров. И срок сдачи этого сооружения четко не обозначен. Спортсмены просто рискуют остаться без воды на неопределенное время. Какой урон это нанесет спортивной подготовке, трудно себе представить.
Но сложившиеся в последнее время обстоятельства, в которых приходится работать градозащитникам, не позволяют надеяться, что московское ведомство станет противоречить Министерству обороны. Сама подготовка заявки на подобное здание по всем правилам, принятым нынче в ДКН, займет до года, и возможность получить в московских архивах нужные для заявки документы очень сомнительна. Отдельная заявка на произведение монументального искусства, представляющее собой часть архитектурного облика здания, в данном случае – декор фасада – некорректна.
Встает вопрос: что будет с картушем Фаворского на фронтоне плавательного бассейна? Найдутся ли в ДКН специалисты, понимающие ценность наследия В.А. Фаворского? Ведь внесение здания в реестр ОКН – далеко не единственный рычаг, имеющийся в распоряжении Мосгорнаследия.
Однажды руководителю военного ведомства уже довелось решать судьбу картуша. Н.И. Гайгаров рассказывал: «Отделочные работы по фасадам были закончены, оставалось только смонтировать уже готовый рельеф, от которого руководство строителей готово было отказаться: «Мол, и так хорошо». Но на наше счастье, на расположенный рядом аэродром как-то приземлился самолет Министерства обороны СССР. Маршал Советского Союза А.М. Василевский вышел из самолета, сел в машину и подъехал к строительству, где руководство доложило, что все готово к сдаче бассейна, но вот осталось только установить рельеф, который задерживает сдачу всего здания. Маршал внимательно выслушал и, узнав, что рельеф готов, сказал: «Ну что же, будет еще красивей, надо ставить!» − сел в машину и уехал.
Сказанные маршалом слова были равносильны приказу. Буквально за несколько дней были установлены трубчатые леса, и рельеф с мозаикой смонтирован на фронтоне бассейна, который украшает его и по сегодняшний день».
9 июня ТАСС сообщил о присуждении министру обороны России Сергею Кужугетовичу Шойгу высшей награды Российской академии художеств, почетного знака ордена «За служение искусству» первой степени – как инициатору создания главного храма Вооруженных сил. Не обязывает ли столь высокая награда и к тому, чтобы сберечь культурное наследие прошедших лет, сохранить картуш Фаворского, украшающий храм спорта? Слово за Министерством обороны.
8 комментариев