Барочный флигель Демидова: конец близок?
16 марта мы сообщали об угрозе вопиющего сноса в переулке Огородная Слобода, 7А. Флигель городской усадьбы Никиты Акинфиевича Демидова, произведение барокко середины XVIII века, предварительно снятый с охраны, намечен к уничтожению ради строительства пятиэтажного школьного здания.
Сносы барокко прекратились, как мы надеялись, в 2004 году: даже Юрий Лужков в свои последние годы воздерживался от этого, хотя едва различал большие стили.
Школа проектируется еврейская, и еще 19 марта мы направили письмо с возражениями против сноса в адрес заказчика, Боруха Горина, руководителя религиозной организации ортодоксального иудаизма — Марьинорощинской общины Москвы.
Прошло три месяца, три срока, в который обязаны отвечать чиновники. Адресат не чиновник, но он не ответил вообще, что дает нам право опубликовать письмо.
За истекшее время, после месяца разговоров, застройщик отказал нам и во встрече.
За то же время мы получили из Министерства культуры материалы проверки исполнения полномочий Мосгорнаследия по этому адресу. Проверки, возбужденной по нашему обращению. Точнее, нам просто переслали ответ департамента с комментарием министерства.
Мы писали министерству, что ни снос подлинного здания, ни строительство на его месте в другой этажности не являются регенерацией — по тексту закона, «восстановлением, воссозданием, восполнением частично или полностью утраченных элементов и/или характеристик историко-градостроительной и/или природной среды». А это единственный вид деятельности, который разрешен в охранных зонах.
На это Мосгорнаследие ответило федералам следующее: «Регенерация характеристик… в том числе, преследует цель их «восполнения», необходимость в котором может возникнуть как по причине утраты этих характеристик, так и по причине их недостатка, то есть отсутствия «полной формы», «несформированности» градостроительной среды, возникшей в результате запаздывания («пробелов») в ее развитии«.
Эта псевдонаучная муть призвана обосновать строительство пяти этажей на месте и со сносом одного. Однако о сносе в ответе Министерству культуры просто не упоминается.
Эта псевдофилософия снова вызывает тень Лужкова, говорившего, что если бы у архитектора Джакомо Кваренги был инженер Нодар Канчели, они бы вместе непременно перекрыли Гостиный двор. Восполнили бы, так сказать, характеристики среды.
Эта муть, придуманная в текущем году для оправдания девятого вала вандализма, уже повторяется в ответах на наши замечания к актам экспертизы по другим резонансным адресам.
Тем временем наши архитекторы реконструировали облик демидовского флигеля, скрытого за сеткой и обмазкой, по нескольким фотографиям раскрытий 20-летней давности и по чертежам XIX века (см. заставочное фото). Этому зданию отказали в охранном статусе. Его намерены «восполнить» методом уничтожения.
Минувшей ночью из него эвакуировался арендатор.