Мосгорнаследие одобрило вандализм в усадьбе Орлова
Мосгорнаследие своим приказом согласилось с изменением регламента охранной зоны в усадьбе графа Владимира Орлова на Большой Никитской, 5.
Теперь, в случае согласия Министерства культуры (поскольку усадьба — памятник федерального значения) и после выхода распоряжения Сергея Собянина, застройщик сможет легально проектировать и строить в усадебном дворе шести-восьмиэтажное здание.
Архнадзор подробно разбирал этот вопиющий случай.
Если вкратце, сначала двор усадьбы, входящей в Альбомы Казакова, был вырезан из территории памятника приказом того же Мосгорнаследия, а уже на следующий день была опубликована экспертиза заранее готового проекта изменения охранной зоны, защищавшей вырезанный участок после вырезания.
В проекте и в экспертизе новое строительство выдано за «регенерацию утраченных элементов исторической среды» (таково требование закона), хотя усадебный двор никогда не был застроен.
Но чего не сделаешь для господ Дюмина, Мефедова, Маталыги и прочих, получивших в феодальную вотчину главные улицы Пресненского района.
«Случай Орлова» заставил нас заявить, что госохрана памятников Москвы отброшена в лужковские годы.
Это легко доказать, просто переведя взгляд на две соседние усадьбы: Александра Пашкова («новый» Университет, ныне журфак, Моховая, 9) и графов Шереметевых («Наугольный дом», Воздвиженка, 8). Обе они также входят в Альбомы Казакова.
Дворы обеих при Лужкове были застроены новыми офисными объемами.
Университет почти лишился заднего двора, а на оставшемся участке была построена гигантская пирамида.
Дом Шереметевых получил пристройку, скрывшую часть его дворового фасада.
По злой иронии, пристройку к Шереметеву занял Москонтроль – ведомство, наблюдавшее законность в сфере городских инвестиций. То есть администрация Лужкова подавала инвесторам собственный недвусмысленный пример вандализма.
Так что уплотнение усадебной структуры города, проще говоря — забивание дворов бетоном и стеклом началось в ближайших ко Кремлю кварталах.
И теперь продолжится.
Однако даже лужковские постройки не превысили высотные отметки университетского двора и шереметевского дома.
В этом смысле восьмиэтажное строительство в трехэтажной усадьбе – не просто возврат к 1990-м. Это шаг в прекрасные 2020-е.
2 комментария