Вал или не вал?
Игорь Шихов
В настоящее время проходит обсуждение экспертиза “по обеспечению сохранности (археологического) наследия” при планируемых работах по строительству дома-“таракана” на месте сноса исторических корпусов Трехгорного (Бадаевского) пивоваренного завода.
Как следует из приложенного к экспертизе раздела, меры “по обеспечению сохранности” самих памятников уже согласованы Мосгорнаследием в сентябре прошлого года. Что удивительно, разделом запланированы не только обычное “наблюдение”, но и “археологические раскопки», которые проводятся «в целях изучения и сохранения объектов археологического наследия, разрушаемых в ходе земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, либо объектов археологического наследия, находящихся в аварийном состоянии, в случае невозможности обеспечить их физическую сохранность (спасательные археологические полевые работы)”.
При чтении акта обращает на себя внимание пассаж эксперта о находящейся на территории завода земляной насыпи, принимаемой за фрагмент Дорогомиловского участка Камер-Коллежского вала:
“Возможно, существующий «вал», расположенный в северо-восточной части площадки, является остатками противопаводкового сооружения, выполненного в конце XIX — начале ХХ вв. Согласно «Плану Москвы, составленному по новейшим данным 1927 г. с показанием наибольшего разлива р. Москвы и р. Яузы по данным 1908 и 1926 г. Масштаб 1:21000», территория Бадаевского завода частично была подтопляемая”.
Причем эксперта совершенно не смущает тот факт, что “противопаводковое сооружение” расположено поперек линии берега, т.е. никак не может служить защитой от паводка. Столь неуклюжая попытка придумать “объяснение” отсутствию на территории завода фрагмента Камер-Коллежского вала заставляет внимательнее рассмотреть и другие “аргументы”. Для начала приведем фотографию апреля 1926 года, фиксирующую упоминаемое экспертом наводнение, на которой видно, что ни один из корпусов Трехгорного пивоваренного завода не затоплен.
Ссылки на некоторые исторические планы («План части окрестностей города Москвы, снятый инструментально квартирмейстерской части поручиком Ляпуновым в 1825 году. 200 саж. в дюйме», «План инструментальной топографической съемки города Москвы и ее окрестностей 1838 г. Съемка выполнена в апреле-июне 1838 года, рекогносцировка выполнена в 1852-1853 годах» и «План выгонных земель города Москвы от Камер-Коллежского Вала по 4-верстную черту от Земляного города, снятый в 1851 году. Масштаб — 100 сажен в английском дюйме») не выглядят убедительными, т.к. эксперт не потрудился привести самих фрагментов этих планов и научно обоснованного совмещения их ни с современной картой, ни с историческими планами завода. Надо заметить, что на перечисленных планах самого завода не может быть, т.к. он появился намного позже, в 1875 г. Фрагменты карт, приведенные в самом разделе, выбраны столь мелкого масштаба, что по ним ничего утверждать нельзя.
Приведем еще несколько фрагментов исторических планов с ресурса retromap.ru, на которых показана линия Камер-Коллежского вала. На всех планах заметен характерный изгиб, который повторяется в трассировке современной улицы Дорогомиловский Вал, именно вдоль нее идет ограда завода, место которой с этой стороны не менялось более 120 лет.
Стоит также отметить, что улицы с названием “вал” всегда находились с внутренней стороны насыпи вала, и непосредственно рядом с ней. Поэтому получается, что, по крайней мере, место насыпи оказывается на территории завода. Более того, на это есть прямое указание в самом тексте акта экспертизы, в приведенной цитате: “выгонная городская земля была продана заводу: «Трехгорному пивоваренному товариществу 4939,6 кв[адратных] с[аженей] выгонной земли вместе съ землею изъ подъ Камеръ-Коллежскаго вала въ количестве 322 к[вадратных] с[аженей] за 125.000 руб[лей]» (Недвижимое имущество г. Москвы. Вып. 1. Земли за Камер-Коллежским валом. М., 1899. С. 39)”.
В том, что мог сохраниться и фрагмент насыпи, нет ничего удивительного. Небольшие фрагменты насыпи вала и сейчас еще можно увидеть на противоположном берегу реки, например, рядом с жилым домом по адресу: Трехгорный вал, 5 или на территории завода “Памяти революции 1905 года” по адресу Пресненский вал, 27.
Для полноты картины приведем и несколько планов завода. Не на всех планах показан северо-восточный угол, зато видно, что восточная граница владения идет вдоль улицы Дорогомиловский Вал.
Последний план 1958 года особенно примечателен: на нем на месте насыпи показано завершение ветки железной дороги. Вряд ли для тупика стали бы делать специальную насыпь, скорее всего, использовали существующую. Именно так в начале XX века поступили с Хамовническим участком того же Камер-Коллежского вала, который стал основой насыпи Московской Окружной железной дороги, ныне известной как МЦК.
Напоследок заметим, что в своих выводах эксперт все же побоялся решительно утверждать отсутствие Камер-Коллежского вала на территории завода: “Также стоит особо отметить, что в северо-восточной части изучаемой территории расположена вытянутая насыпь, ориентированная с севера на юг (с небольшим отклонением), которая может быть интерпретирована как насыпь Камер-Коллежского вала или как насыпь противопаводкового сооружения, выполненного в конце XIX — начале ХХ вв.”.
И в самом разделе запланированы два раскопа на этой самой насыпи.