«Черная книга» Архнадзора: новая версия
За 10 лет в Москве уничтожено 220 исторических объектов XIV–ХХ веков
Общественное движение «Архнадзор» представляет обновленную «Черную книгу» – электронный каталог утрат московского культурного наследия.
Теперь книга охватывает период с октября 2010 по декабрь 2020 года, что позволяет впервые обобщить историю, динамику и статистику вандализма минувшего десятилетия, со времени прихода к руководству городом действующей администрации.
Карта газеты «Коммерсант»
В «Черную книгу» включены утраченные объекты шести столетий, с XIV века до 1980 года. (Верхняя временная граница отвечает логике закона, который не позволяет наделять охранным статусом объекты моложе сорока лет.) В книгу не вошли типовые постройки. Книга включает случаи частичного сноса объектов, в том числе снос до фасада, а также случаи полной замены материала стен.
Объекты «новой Москвы» в книге не представлены.
Статьи каталога содержат краткие сведения об объектах, хронологию их защиты и утраты, имена и/или названия заказчиков и подрядчиков сноса.
По нашим данным, в 2010-е годы в Москве утрачено не менее 220 ценных объектов (см. Приложение, схему 1), с учетом памятников археологии. Среди наиболее тяжелых утрат – флигель усадьбы князей Шаховских-Глебовых-Стрешневых в Калашном переулке, Соборная мечеть, стадион «Динамо» (3/4 памятника), интерьеры «Детского мира», легендарный «дом Болконского» на Воздвиженке, Круговое депо Николаевского вокзала (2/5), Литейные цеха ЗИЛа, палаты Киреевского XVII века на Остоженке, доходные дома Кольбе на Большой Якиманке, Привалова на Садовнической улице, Михайлова на Большой Дмитровке, Прошиных на 1-й Тверской-Ямской, Персица и Страхового общества «Якорь» на Варварке, Черникова во 2-м Неопалимовском переулке, девять павильонов ВДНХ, Таганская АТС на Покровском бульваре, дом Неклюдовой на Малой Бронной, архитектурная археология Иосифо-Волоколамского подворья на Ильинке (XVI век), часть подворья митрополита Киприана в Троицком-Голенищеве (культурный слой XIV–XV веков) и другие.
60 погибших объектов, то есть более четверти, имели различные категории охраны (см. схему 2).
А именно (см. схему 3.):
- — 14 реестровых (федеральных и региональных) памятников, как отдельных, так и в составе ансамблей и достопримечательных мест;
- — 10 выявленных (ожидавших отнесения к реестру) памятников;
- — 18 заявленных на охрану (ожидавших отнесения к перечню выявленных) объектов;
- — 18 ценных градоформирующих объектов (ЦГФО, то есть охраняемых особым перечнем объектов исторической среды);
Еще 30 снесенным объектам было отказано в каком-либо статусе.
Типологически (см. схему 4) четверть общего списка утрат, 55 адресов, составляют (много)квартирные дома.
Чуть менее четверти, 51 адрес, – фамильные (семейные) дома, от городских усадеб и особняков знати до дач и крестьянских изб.
На третьем месте антирейтинга — общественные здания и сооружения, 42 адреса.
На четвертом — производственные, складские и конторские здания, 38 адресов.
На пятом — транспортные здания и сооружения, 23 адреса.
На шестом — дома церковной и монастырской принадлежности, включая их археологические остатки и даже одно молитвенное здание. В этой номинации утрачены 6 объектов.
Замыкают типологию малые архитектурные и художественные формы с 5 утратами.
Общественное движение «Архнадзор» считает основными причинами непрекращающегося уничтожения памятников и исторической застройки Москвы:
— отсутствие принципиальной и последовательной политики городских властей, направленной на сохранение исторического города: центр Москвы не имеет законного статуса исторического поселения; заявленное в 2011 году намерение «стабилизировать» центр и отменить решения предыдущей администрации о сносе исторических объектов обернулось десятками сносов по старым и новым адресам;
— отсутствие четких законодательных ограничений градостроительной деятельности в охранных зонах объектов культурного наследия: за пресловутую «регенерацию» выдаются откровенное новое строительство, во многом превышающее параметры исторической застройки, и просто снос исторических объектов;
— полнейшую безнаказанность вандалов: даже в случае несанкционированного сноса исторических объектов они отделываются малозначительными для строительного бизнеса административными штрафами; за 10 лет ни один из организаторов сносов в Москве не был привлечен к реальной уголовной ответственности;
— принятие градостроительных решений, в том числе о сносе исторических объектов, за закрытыми дверями Градостроительно-земельной комиссии (ГЗК) Москвы – внезаконного органа, не входящего в структуру исполнительной власти города;
— отсутствие общественного органа, в котором градостроительные, архитектурные и реставрационные проекты могли бы проходить предварительное обсуждение с участием представителей экспертного сообщества и градозащитной общественности: Комиссия правительства Москвы по градостроительной деятельности в зонах охраны объектов культурного наследия («Сносная») упразднена; Общественный совет при Департаменте культурного наследия не собирался с середины 2019 года.
Результатом такой градостроительной политики становятся все новые утраты исторической Москвы. В 2021 году на очереди новые жертвы: строения Бадаевского завода, частями снятые с охраны ради нового строительства; корпус Теплых рядов на Ильинке, 3 – выявленный объект культурного наследия; флигель усадьбы Позднякова XVIII века на Большой Никитской улице, 26/2, снятый с госохраны; флигель усадьбы Демидовых середины XVIII века в переулке Огородная Слобода, 7, и другие.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Статистика, динамика и типология утрат исторической Москвы 2011–2020 гг.
Схема 1
Схема 2
Схема 3
Схема 4
Инфографика Ксении Очкиной (Архнадзор)
Онлайн-конференция с координаторами АН о Черной книге. В студии ее главные авторы-составители Рустам Рахматуллин и Мария Коробова:
2 комментария