Палаты Украинцева распилили пополам

Палаты дьяка Украинцева в Хохловском переулке. Вид со двора. Реконструкция Александра Можаева.

Охранный статус памятника XVII века подвергся манипуляции

Заявление Общественного движения «Архнадзор»

8 октября 2020 года Мосгорнаследие распоряжением № 639 утвердило предмет охраны палат дьяка Украинцева в Хохловском переулке, 7-9, стр. 2, памятника федерального значения. Из текста и графического приложения следует, что уполномоченный государственный орган Москвы в сфере охраны наследия считает федеральным памятником… лишь половину древнего здания.

Огромные палаты, построенные в 1660-е годы, принадлежали думному дьяку Емельяну Игнатьевичу Украинцеву, одному из руководителей допетровской и петровской дипломатии; после его смерти — выдающемуся полководцу Петра I князю Михаилу Михайловичу Голицыну-старшему; со второй половины XVIII века – Архиву Коллегии иностранных дел, главной сокровищнице русской исторической науки. Еще спустя сто лет, после вывода архива, палаты и весь земельный участок бывшей усадьбы занимала нотопечатня (нотная типография) выдающегося издателя Петра Юргенсона.

Палаты поставлены «глаголем», то есть буквой «Г». «Глаголь» образован двумя двухэтажными корпусами-крыльями, стоящими почти под прямым углом друг к другу. Крылья построены в одно время, что доказано многими исследованиями и известно всем историкам Москвы и русской архитектуры.

Палаты Украинцева. План первого этажа. Темная штриховка – XVII век. Из книги «Памятники архитектуры Москвы. Белый город», М., «Искусство». 1989

 

Объединяло крылья наружное крыльцо на второй этаж, занимавшее внутренний угол. Оно запечатлено в 1769 году на чертеже западного фасада и на плане.

Западный (дворовый) фасад палат и план второго этажа. Чертежи 1769 года.

 

Однако схема утвержденного Мосгонаследием предмета охраны федерального памятника «Палаты Украинцева» включает лишь корпус по переулку.

Схема предмета охраны памятника федерального значения «Палаты Украинцева» (выделен цветом) по версии Мосгорнаследия. Справа внизу – скругленный угол Хохловского переулка. Левее – производственный корпус нотопечатни Юргенсона. В северной (верхней) части уличного крыла палат намечено примыкание дворового крыла, но само оно не показано.

 

Нет, поперечный (дворовый) корпус палат не снят с охраны. Но объем знаменитого здания разбит на два объекта якобы разной категории охраны. Поперечный корпус оказался частью соседнего памятника регионального значения – Директорского дома Архива Коллегии иностранных дел 1802 года постройки, поставленного на государственную охрану только в 2009 году.

Дело в том, что современная граница строений 2 и 3 не соответствует фактической границе палат и других построек. Поэтому палаты имеют два адреса: уличный корпус является частью строения 2, включающего также производственный корпус нотопечатни Юргенсона, а дворовый — частью строения 3, включающего Директорский дом.

Палаты Украинцева были поставлены на охрану в качестве памятника республиканского значения Постановлением Совета министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года. Адрес палат в этом постановлении был указан без уточнения строений: просто дом № 7. Не будем гадать, когда именно в документы был внесен неточный адрес (только строение 2), так что федеральным памятником стала считаться лишь половина палат. Лишь отметим, что когда в 2010 году правительство Москвы утвердило территорию памятника, в графическом приложении к постановлению Директорский дом и палаты Украинцева были разграничены верно.

Схема границ территории объекта культурного наследия «Палаты Украинцева». Из Постановления правительства Москвы 523-ПП, 2010 год. (В легенде перепутаны местами Директорский дом и Дом служителей архива).

 

Обнаружив разделение палат на два адреса, московский орган охраны должен был незамедлительно внести исправления во все официальные документы, указав в них правильные адреса палат и Директорского дома в соответствии с существующей разбивкой на разные строения.

Вместо этого Мосгорнаследие пошло на разрывание памятника, да еще такое, при котором половина его якобы меняет категорию охраны – с федеральной на региональную – и якобы становится частью соседнего дома 1802 года постройки. Тем самым был фактически понижен охранный статус части памятника федерального значения. Между тем изменение категории охраны объекта культурного наследия возможно только в рамках установленной законом процедуры и только на основании историко-культурной экспертизы. Неужели Мосгорнаследие может предъявить подобную экспертизу?

Теперь, разделив памятник на две части, Мосгорнаследие вынуждено то выписывать на него два охранных обязательства вместо одного, то вчинять пользователю два иска вместо одного, то, наконец, составлять два предмета охраны вместо одного. Предмет охраны Директорского дома еще не выпущен, но в его составе мы ожидаем увидеть вторую половину палат Украинцева.

Нотопечатня Юргенсона. В центре – дворовое крыло бывших палат Украинцева. Слева, перед церковью Троицы в Хохлах, — бывший Директорский дом Архива Коллегии иностранных дел.

 

Предать гласности этот казус необходимо по следующим причинам.

Во-первых, в нарушение всех норм часть памятника утратила федеральный охранный статус. Между тем, как показало развитие градостроительного конфликта на Хохловке, федеральный статус памятника — не простая формальность. Именно статус территории памятника федерального значения позволил Министерству культуры России вмешаться в спорную ситуацию. В рамках проведенной проверки федеральное ведомство выявило многочисленные нарушения в согласовании проектной документации застройщика и предписало Мосгорнаследию привести свои решения в соответствие с законом. Мнимое изменение категории охраны части палат Украинцева с федеральной на региональную облегчает застройщику вмешательство в правовые режимы территории, ограничивающие или запрещающие градостроительную деятельность.

Во-вторых, согласно закону, никакое строительство по соседству с федеральным памятником не может начаться, пока не будут приняты меры по обеспечению его сохранности. Для того же, чтобы разработать и согласовать проект по обеспечению этих мер, необходимо прежде всего восстановить во всех официальных документах федеральный охранный статус всего объема палат. Министерство культуры передало Мосгорнаследию полномочия по охране этого памятника, равно как и большей части федеральных памятников Москвы. Но чтобы охранять, надо прежде всего точно знать, что именно охраняешь.

Общественное движение «Архнадзор» требует восстановить состав и предмет охраны памятника федерального значения «Палаты дьяка Украинцева» в его исторических границах.

3 комментария

Спасибо вам!
Знаем эти игры! События вокруг сноса соседнего дома показывают, что такой распил совсем не случайная ошибка. Завтра эту часть палат признают малоценной постройкой 19 в. и лишат статуса ОКН. И мы лишимся половины одних из лучших по сохранности палат 17 века!
Палаты- исторический памятник Москвы. Должны быть сохранены полностью!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *