Спасти карабахские памятники
Обращение к президенту России В.В. Путину
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович,
14 ноября Вы обратили внимание президента Азербайджана на то, что в районах, которые в соответствии с трехсторонним заявлением по Нагорному Карабаху возвращаются Азербайджанской Республике, расположены христианские храмы и монастыри, подчеркнули важность обеспечения сохранности и нормальной церковной жизнедеятельности этих святынь и получили заверение, что «именно в таком ключе будет действовать азербайджанская сторона».
В тот же день монастырь Дадиванк в Кельбаджарском / Карвачарском районе, вне линии разведения сторон, был взят под охрану российскими миротворцами. Однако неизвестно, на какой срок, поскольку, согласно трехстороннему заявлению, район должен быть передан азербайджанской стороне уже 15 ноября; с наступлением этого дня срок передачи продлен до 25 ноября.
На территориях, как подлежащих передаче азербайджанской стороне согласно трехстороннему Заявлению, так и перешедших под ее контроль в результате военных действий, среди десятков памятников искусства расположены выдающиеся ансамбли античной и христианской армянской культуры, представляющие мировую ценность.
Помимо названного монастыря Дадиванк, это и античное городище Тигранакерт, и церковь Ванкасар близ него (Агдамский район, территория передается до 20 ноября), и монастырь Цицернаванк (Лачинский район, территория передается до 1 декабря), и перешедшие под контроль азербайджанской стороны в результате военных действий руины церкви Охты Дрни в Мохренисе (Гадрутский район), церковь монастыря Гтчаванк (Гадрутский район), монастырь Амарас (Ходжавендский / Мартунинский район), церковь Казанчецоц (Шуша / Шуши) и другие.
Подчеркнем, что если наиболее известные архитектурные памятники на этих территориях находятся в поле внимания международного сообщества, то фрески с армянскими надписями, армянские каменные кресты-хачкары, постройки Позднего Средневековья остаются наименее защищенными.
Кроме того, список угроз не исчерпывается церковными памятниками. В опасности образцы гражданской и крепостной архитектуры, а также некрополи, включая надгробия и мемориалы погибших в Великой Отечественной войне. К сожалению, армяно-азербайджанский конфликт предшествующих лет знает прецеденты разрушения некрополей и мемориалов. Наиболее известен случай в нахичеванской Джульфе. Судя по опубликованным в сети Интернет, хотя и официально не подтвержденным видеоматериалам, такие ситуации уже возникают вновь.
Заверения президента Азербайджанской Республики вселяют надежду на сохранение наследия Нагорного Карабаха; однако трагический опыт этноконфессиональных конфликтов последних десятилетий на Балканах, Кавказе и Ближнем Востоке свидетельствует, что политических деклараций сторон недостаточно для предотвращения вандализма на местах в условиях нерегулярных боевых действий, исхода и перемещения населения, присутствия третьих сил. По сообщениям российских официальных лиц, в зоне конфликта находятся участники радикальных вооруженных формирований из Сирии, ответственные за разрушение многих ценнейших памятников истории и культуры в этой стране.
Как Вы знаете, церковь в Шуши уже пострадала в ходе войны; именно при авиаударе по ней были ранены трое граждан России. Но и в послевоенных условиях памятники культуры беззащитны перед действиями отдельных лиц и групп, особенно вооруженных. Так, 14 ноября Армянская апостольская церковь сообщила о новом осквернении того же храма в Шуши.
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Международный опыт защиты культурных ценностей, оказавшихся на территории военных конфликтов, свидетельствует о необходимости долгосрочных действий по предотвращению дальнейших разрушений. Считаем, что все объекты христианского культурного наследия, иные исторические и мемориальные объекты в Нагорном Карабахе и прилегающих районах, остающиеся с внешней стороны от линии разграничения, нуждаются в защите миротворческого контингента России. И не только до, но и после передачи территорий. И особенно там, где прошли военные действия.
Понимаем сложность реализации этого предложения. Однако Россия в 2016–2017 годах уже осуществила эффективную миссию по спасению объектов культурного наследия, оказавшихся в опасности на территории Сирии. Обращаемся к Вам с призывом сделать аналогичную миссию в зоне урегулирования нагорно-карабахского конфликта темой межгосударственных переговоров, с выходом на соглашения о защите культурных ценностей, дополнительные к достигнутым договоренностям.
Также считаем необходимым создание в Нагорном Карабахе мониторинговой миссии с привлечением специалистов по культурному наследию, согласно международной практике ЮНЕСКО, как это имело место в Косово. До появления экспертов мониторинг могли бы взять на себя сами российские миротворцы.
С уважением,
Алексей Лидов, историк искусства, византолог, академик (действительный член) Российской академии художеств, зав. отделом Института мировой культуры МГУ, директор Научного центра восточнохристианской культуры, эксперт ЮНЕСКО (Москва)
Константин Михайлов, член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, координатор Общественного движения «Архнадзор», главный редактор сайта «Хранители наследия» (Москва)
Рустам Рахматуллин, писатель, координатор Общественного движения «Архнадзор» и Союза экскурсоводов России, программный директор Школы наследия, лауреат премии Правительства России в области культуры и искусства, премии им. Д.С. Лихачева (Москва)
Николай Силаев, ведущий научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО МИД России (Москва)
Евгений Соседов, заместитель председателя Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, президент Национального научного комитета по правовым, административным и финансовым вопросам Национального комитета ICOMOS, лауреат премии Президента России для молодых деятелей культуры (Москва)
Виталий Сусленков, историк искусства, старший преподаватель кафедры истории и теории христианского искусства Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва)
Наталия Душкина, профессор МАрхИ, эксперт Международного ICOMOS по объектам Всемирного наследия, научный руководитель Школы наследия, лауреат премии имени Алексея Комеча (Москва).
В первые дни после публикации к письму, в частности, присоединились:
Юрий Аввакумов, архитектор, академик Российской академии художеств (Москва)
Левон Арутюнян, архитектор-реставратор
Анна Вяземцева, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института истории и теории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ)
Екатерина Гладышева, старший научный сотрудник отдела Древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи
Ирина Горлова, заведующая отделом Новейших течений Государственной Третьяковской галереи
Виктор Григоренко, художник-реставратор 1-й категории (Сергиев Посад)
Алла Громинова, председатель Совета Московского областного отделения ВООПИиК
Артем Демидов, председатель Центрального совета ВООПИиК, член Совета при президенте России по культуре и искусству
Надежда Завьялова, кандидат архитектуры, государственный эксперт историко-культурной экспертизы, член Национального комитета по культурным ландшафтам ICOMOS (Москва)
Александр Комеч, доктор физико-математических наук, профессор РАН, председатель Оргкомитета Премии имени Алексея Комеча
Екатерина Кочеткова, заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Ирина Кувшинская, старший преподаватель исторического факультета МГУ (Москва)
Юрий Латышев, градозащитник, координатор группы «Архистраж» (Челябинск)
Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» (Москва)
Зинаида Марачева, хранитель Центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, член Международного совета музеев (ИКОМ), лауреат Всероссийского конкурса молодых учёных в области искусств и культуры Министерства культуры России (Москва)
Юлия Мезенцева, руководитель историко-культурологического проекта «Москва, которой нет», член Союза экскурсоводов России, координатор ОД «Архнадзор»
Анна Новикова, доктор культурологии, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания (Москва)
Владимир Понизовкин, президент Благотворительного фонда поддержки и сохранения национального историко-культурного наследия и социальных проектов «Понизовкин»
Людмила Семыкина, кандидат биологических наук, заместитель председателя Санкт-Петербургского городского отделения ВООПИиК, член Совета Санкт-Петербург-ICOMOS
Юлия Тарабарина, главный редактор сайта «Archi.ru», старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, кандидат искусствоведения
Аля Тесис, издатель журнала «Искусство»
Ирина Шалина, ведущий научный сотрудник Отдела древнерусского искусства Русского музея, кандидат искусствоведения, эксперт Министерства культуры России, член Совета Санкт-Петербургского отделения ICOMOS
Елена Щеболева, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания (Москва)
Члены Координационного совета Союза экскурсоводов России Ирина Левина, Ирина Стрельникова и Ирина Чичкина.
(В комментариях к письму добавились еще несколько сотен подписей. Письмо отправлено адресату).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочные сведения об основных памятниках
Тигранакерт (у села Шахбулаг, Агдамский раойн). Руины античного города, предположительно одного из четырех городов, основанных царем Великой Армении Тиграном II Великим в I веке до н.э. и носивших его имя. Город открыт раскопками, проводившимися с 2005 года.
Церковь на горе Ванкасар близ Тигранакерта. Церковь VII века, пережившая реконструкцию 1986 года, уничтожившую ее хачкары и армянские надписи.
Цицернаванк (село Агоглан / Цицернаванк; Лачинский район). Монастырь с сохранившейся базиликой Сурб Геворг (Св. Георгия Победоносца, V–VI века) и средневековым армянским кладбищем. Упоминается с XIII века. По церковному преданию, место хранения реликвии — мизинца (арм. «цицерн») Св. Григория Просветителя, крестителя Армении, и мощей св. Георгия Победоносца.
Дадиванк (близ села Венг / Дадиванк, Карвачарский / Кельбаджарский район). Монастырь, основанный в IX веке. Главные постройки датируются XIII веком. Возведен над местом погребения Св. Дади, ученика апостола Фаддея, проповедовавшего христианство в Армении в I веке. Ансамбль с собором, двумя церквами, колокольней, трапезной, служебными постройками, оборонительной стеной, памятными хачкарами. В соборе сохранились фрески XIII века.
Гтчаванк (близ села Тух / Тох, Гадрутский район). Монастырь XIII века с сохранившейся церковью и остатками фресок в нем.
Церковь Охты Дрни (Охтдрниванк) близ Гтчаванка (3,5 км от села Мохренис, Гадрутский район). Руины церкви VI века, одной из уникальных в раннехристианской архитектуре по своему сложному центрическому плану.
Собор Спасителя (Сурб Аменапркич) Казанчецоц и церковь Канач Жам в Шуша (Шуши). Собор построен в 1868–1887 годах по образцу собора Св. Эчмиадзина в Первопрестольном Вагаршапате; церковь Канач Жам построена в 1847 году.
Амарас (Ходжавендский / Мартунинский район). Монастырь, основанный в IV веке св. Григорием Просветителем (в Православной церкви св. Григорий Армянский). Место погребения св. Григория, внука Просветителя. Первый учебный центр Армении, где преподавал создатель армянской письменности св. Месроп Маштоц. Сохранились погребальная камера с могилой св. Григория и церковь.
273 комментария
"Уважаемые друзья и коллеги, подписавшие обращение,
Благодарю вас за переживания о судьбах и состоянии памятников архитектуры на территории Азербайджана. Мне, жителю Баку, было удивительно читать текст вашего обращения к Президенту России. Моя страна - многонациональное государство, в котором живут и творят представители многих религиозных конфессий, архитектурные памятники которых реставрируются и охраняются государством. Почему вы решили, что перечисленным вами памятникам архитектуры угрожает разрушение?
Мы гордимся своей многонациональной и поликонфессиональной культурой, гордимся памятниками архитектуры разных народов, населяющих нашу страну. Побывайте в Баку, красота которого создана и с участием русских зодчих Анатолия Николаевича Кальгина и Алексе́я Ива́новича Зазе́рского, азербайджанцев Зивербека Ахмедбекова и Мамед Гасана Гаджинского, армян Габриэла Михайловича Тер-Микелова и Вартана Степановича Саркисова, немцев Иоанна Вильгельма Эделя и Адольфа Вильгельма Эйхлера, поляков Юзефа Касперовича Плошко и Евгения Яковлевича Скибинского … В городах Азербайджана в великом множестве стоят памятники сакральной архитектуры всех конфессий: и католические костёлы, и лютеранские храмы, и армянские церкви, и православные соборы, и различные мечети. С чего вдруг нам угрожать памятникам архитектуры? Разве мы давали основания для подобных беспокойств?Думаю, вы не знаете, что при изгнании из Карабаха азербайджанских жителей и оккупации армянской стороной 7 районов в качестве так называемой «буферной зоны», там находилось 67 мечетей, из которых сегодня остались всего 3. Все остальные были разрушены, а среди развалин держали скот.
А разграбленные за 30 лет оккупации многочисленные музеи и библиотеки? А Ходжалинское кладбище, представляющее историческую память наших предков и уничтоженное при помощи строительной техники? А Ходжалинские курганы, представляющие собой древнюю колыбель известной Ходжалы-Кедабекской культуры? А мародёрство в Азыхской пещере - одной из колыбелей человечества, превращённой в склад боеприпасов? А стёртые албанские надписи на Елисейском храме, на Гасанризском, на Кельбаджарском и на других памятниках албанской архитектуры? А полностью уничтоженная надпись на могиле и монастыре албанского царя Вачагана III? А русская церковь имени Святого Иоанна Крестителя в Шуше, построенная в 1847 году и присвоенная армянской церковью, изменившей традиционный «луковичный» округлый купол на конусообразный? А расстрелянные памятники классику азербайджанской музыки Узеиру Гаджибекову, поэтессе Натаван, прославленному певцу Бюльбюлю, которые чудом удалось вывезти из разоренной Шуши после Первой Карабахской войны? И таких примеров сотни…Конечно же, это и моя вина, что в своё время, когда были захвачены и грабились азербайджанские земли, на которые мы сегодня возвращаемся – я не обратился к вам за поддержкой. Уверен, что вы тогда поступили бы аналогично. Поэтому благодарю вас за переживания, но оснований за беспокойство нет. Памятники архитектуры – наше общее мировое достояние и мы- азербайджанские архитекторы, сами встанем на их защиту, если , не дай Бог, какому-то сумасшедшему вздумается осквернить их.
Но взяться за перо меня побудило не желание спора, а возможность через авторитетное и уважаемое издание обратиться к своим русским, армянским и грузинским коллегам и подумать вместе о том будущем, которое мы могли бы построить сообща.Авторитет России, российских граждан в Азербайджане, в странах Южного Кавказа, очень высок. Большинство представителей нашего поколения на Кавказе воспитано на русской культуре, которую мы любим и к которой относимся с огромным уважением. К любым словам из России мы всегда прислушиваемся очень внимательно. Именно поэтому много лет я ждал от своих российских коллег, как некогда «старших братьев» по общему дому, другого обращения. Не к президенту Путину, а к коллегам-архитекторам стран Южного Кавказа: Азербайджана, Грузии и Армении. Если вас беспокоят последствия конфликта двух народов, то почему бы в первую очередь не обратиться к ним, не пригласить бы к разговору, не подумать бы о встрече, не устроить бы обсуждения волнующего всех нас вопроса? Тем более, что все мы архитекторы и наш уровень культуры всегда позволяет пожать руку человеку, с которым категорически не согласен.
Никогда азербайджанский народ не был злопамятным и не испытывал нетерпимости к своим соседям. Никогда, жившие в Азербайджане русские, талыши, цахуры, грузины, абхазы, азербайджанцы, осетины, армяне, лезгины, лакцы, евреи, таты, удины, аварцы, курды, чеченцы и другие наши братья и сёстры не испытывали вражды друг к другу. Это же счастье, что нас так много и мы все живём рядом, талантливые и умелые народы, исторические судьбы которых на протяжении столетий были тесно связаны на этой благодатной тёплой земле. Необходимо залечить раны, нанесённые войной. Пусть земля будет пухом для всех павших – мы всегда будем помнить о них.Считаю, что необходимо нам, архитекторам, представителям интеллигенции наших народов, встретиться. В самой «горячей» на сегодня точке. На Кавказе это может быть Сухуми, Ханкенди или Цхинвал. Или в России. Мы должны начать разговаривать и постараться понять друг друга, остановить набирающий силу маховик вражды, уносящий нас в неверном направлении. Всё это от непонимания, от отсутствия диалога, от нежелания и даже неумения слышать и слушать своего соседа. А как так можно?! Мы должны найти решения, которые отбросят неверие в намерения друг друга, которые уберут пропасть в отношениях. Давайте покажем всему миру, что мы способны построить общество на общечеловеческих ценностях: свободе, равенстве, демократии – добавив свои уникальные кавказские традиции: уважение к старшим, почёт к гостю, трепетное отношение к женщине и к детям.
Ну и, естественно, к памятникам архитектуры!"