Открытие в Старомонетном переулке: палаты Лихонина
В средней части Старомонетного переулка, на его восточной, нечетной стороне есть несколько двухэтажных домов, стоящих сплошным строем, без разрывов. Они кажутся пришедшими из позапрошлого, XIX века. Однако на их гладко оштукатуренном фасаде нет ни одной архитектурной детали, кроме небольшого карниза. В северной части четыре окна второго этажа имеют полуциркульные завершения и выше соседних.
До конца XVII века здесь была стрелецкая земля, земля полка (приказа) стольника и полковника Ивана Емельяновича Спешнева. Тот был последним командиром полка, а самым известным полковником был Богдан Клементьевич Пыжов, имя которого сохранилось в названии соседнего переулка. В Пыжевский переулок этот большой участок тоже выходил. В начале XVIII века хозяином владения был коллежский асессор Иван Семенович Балбеков. Известно, что уже в середине XVIII столетия, когда владение принадлежало промышленнику Григорию Васильевичу Лихонину, на нынешнем месте существовал каменный двухэтажный дом в 11 осей (окон) по фасаду.
В 1870 году владевший тогда участком И.И. Смирнов продал его Московскому попечительству о бедных ведомства императрицы Марии Фёдоровны для устройства богадельни. Это была богадельня для слепых женщин имени князя В.Н. Долгорукова.
К старому главному дому и раньше делались небольшие пристройки. Теперь, для богадельни, дом отремонтировали и добавили лестничную пристройку с юга, на участке возвели и реконструировали несколько деревянных корпусов. С севера к дому пристроили церковь Преображения Господня. После 1917 года богадельня была переименована, но оставалась в своём доме до 1925 года. Потом во владении размещались разные институты Академии наук. Наконец, сегодня это историческое здание занимает Институт географии РАН.
На фотографии XIX века мы видим дом с лепным декором наличников и междуэтажным карнизом. Северная, церковная часть оформлена в русском стиле и завершена сложным аттиком. Трудно было представить, что современные гладкие стены были когда-то нарядными, с игрой светотени и красивой лепниной.
В 2009 году здание получило статус выявленного объекта культурного наследия.
В октябре 2020 года начались работы на главном фасаде по Старомонетному переулку. Согласно информационному щиту, это ремонт, а не реставрация, чего можно было бы ожидать по отношению к выявленному памятнику. Тем более что существует проект реставрации, прошедший экспертизу осенью 2019 года.
Так или иначе, штукатурку фасада сняли полностью. И открылся фасад, которого не видели очень давно. Как и следовало ожидать, старая часть дома, в те самые 11 осей, построенная в середине XVIII века, имела обработку в стиле барокко. Высокие окна парадного, второго этажа казались ещё выше благодаря подоконным полотенцам и консолям, державшим подоконники. Окна завершались сложной формы сандриками. Белокаменный междуэтажный карниз с красивым профилем дополнял картину. Со временем сложное и богатое оформление стесали, но сейчас мы можем снова видеть все детали. Сохранился даже профиль карниза. Он читается на границе южной лестничной пристройки, где заворачивал за угол, во двор.
Это и есть палаты суконного фабриканта Григория Васильевича Лихонина, директора винных откупов Москвы, ктитора придела Григория Богослова церкви Григория Неокесарийского. Известны палаты его брата, Ивана Васильевича Лихонина, на Кожевнической улице, 22, и родовые палаты семьи, ныне музей, в Суздале.
Интересны и раскрытия фасада церкви. На старой фотографии он штукатурный. В натуре же, после снятия штукатурки, видно оформление в русском кирпичном стиле. Над окнами первого этажа виден поребрик, над ним — ширинки с поставленными крестообразно по диагонали кирпичами и след стесанного каменного карниза. То есть за время от постройки церкви до 1917 года фасад изменялся дважды.
Казалось бы, теперь, когда открылись интересные и ценные элементы фасада эпохи барокко, они должны быть сохранены и выявлены при работах. Однако ничего подобного мы не видим. Старая кирпичная кладка покрыта металлической сеткой, готовятся штукатурные работы, и все найденное может опять скрыться от глаз москвичей.
Можно утешать себя тем, что за ремонтом последует реставрация. Увы, в акте государственной историко-культурной экспертизы проекта реставрации, принятом Мосгорнаследием в феврале 2020 года, из истории дома выпадает весь первоначальный период истории здания, с начала XVIII века и до… 1870 года. Она просто не описана. Как если бы эксперты и проектировщики не ожидали увидеть дом в стиле барокко, известный по документам.
Больше того, в предмет охраны памятника входит только оформление фасадов конца XVIII — XIX веков, а не середины XVIII, хотя и оговаривается, что формы фасадов подлежат уточнению в процессе реставрационных исследований. Проект реставрации, согласно экспертизе, также не предполагает восстановления форм середины XVIII века.
Срок ремонта фасада заканчивается 25 ноября, совсем скоро. Работы идут быстро. Но ещё не поздно пересмотреть планы, провести исследования фасада XVIII — XIX веков и решить, как зафиксировать на нём открывшиеся формы палат XVIII и церкви XIX века.
1 комментарий