Спасти «аквапарк»
Никита Ермолаев
Для многих жителей Алексеевского района детская площадка во дворе дома № 18, корпус 1 по Новоалексеевской улице – фрагмент далекого, но не забытого советского детства. Дворовый бассейн с мозаиками, кирпичный акведук, амфитеатр с мозаичными замками и орнаментом, мозаичные слоники — всё это реализованный проект студентов МАрхИ, входивших в стройотряд 1977-1978 годов. Однако сейчас это место находится под угрозой реконструкции. На волне публичной кампании в его защиту мне удалось пообщаться с участниками создания комплекса и восстановить картину строительства этого удивительного места.
Завод Водоприбор в 1970-е годы был процветающим предприятием, заботившимся о досуге и социализации детей своих работников. Водоприбор обратился в МАрхИ, на базе которого летом 1977 года был образован Стройотряд-77. В него входили: Игорь Ярошецкий, командир отряда, Александр Стариков, Владимир Малай, Юрий Никишин, Валерий Гончаров, Сергей Юдин, Василий Ратников, Георгий Петренко, Андрей Моргунов, Владимир Васильев, Александр Шарапов, Юрий Сафронов, Владимир Афанасьев.
Автором проекта всех сооружений на Новоалексеевской стал Александр Стариков. Юрий Никишин сделал эскиз мозаик в бассейне. Игорь Ярошецкий контролировал стройку. Владимир Васильев отвечал за смету. Владимир Афанасьев был «комиссаром»: отвечал за технический и строительный аспекты стройки. Владимир Малай был активным участником работ и обсуждений на площадке. Хотя сами участники строительства называют эти роли условными, так как каждый работал в меру своих сил по всем направлениям создания площадки.
Именно этот стройотряд и возводил большую часть сооружений: горку-акведук, бассейн-лабиринт, мозаичных слоников – символ завода «Водоприбор», амфитеатр, одну сторону которого украшали абстрактные жёлто-красно-оранжевые мозаики, а другую – панорама с замками и холмами.
Для изготовления мозаики использовались блоки чешской смальты. Техника, по словам авторов, была «традиционной». «Весь рисунок они разбили на модули 60х60 см. На марлю, под которой виднелся рисунок модуля, обильно наносился ПВА с кварцевым песком, и на полученный слой приклеивались битые куски стеклянной мозаики. Забавная история: завод предоставил целую цистерну клея, и в рамках командной работы студенты перетаскивали ведра с ПВА, поднимаясь и спускаясь по неустойчивой высокой лестнице, ведущей к самой лунке цистерны», — говорит один из участников проекта.
Бассейн-лабиринт состоял из нескольких чаш. В одной из них по сей день располагается дракон с тремя головами, украшенный разноцветной мозаикой. В некоторых местах бассейн был покрыт цветной кафельной плиткой; сейчас от нее практически ничего не осталось.
Многие жители называли этот бассейн аквапарком: обилие поворотов, перекидные мосты, разные точки захода и выхода делали место интересным не только для детей, но и для взрослых.
На стройплощадке царила дружеская атмосфера: не все участники были с одного курса, но почти все были знакомы по туристическому клубу МАрхИ. Работы было много, и каждому приходилось заниматься разными делами, от копания траншей бассейна до монтажа мозаик. Завод смог выделить студентам место для отдыха: «Мы спали в детских кроватках соседнего детского сада. К тому моменту сад уже работал, но на лето нам позволяли оставаться там на весь день», — вспоминает Юрий Никишин.
Окончание первого тура работ пришлось на ноябрь 1977 года. В 1978 году большинство участников продолжили работать: вероятно, именно в этом году появилась деревянная пергола, ныне утраченная, а на акведук были повешены колокольчики и металлический флаг Стройотряда-77.
К 1979 году Александр Стариков, Игорь Ярошецкий, Юрий Никишин и другие ушли на подготовку к диплому, и потому следующий Стройотряд-79 состоял из других студентов.
Стройотряд-79 создал соседнюю детскую площадку возле дома № 23. Она посвящена морской теме: пират — трансформаторная будка, беседки в форме парусов, корабль со штурвалом и многое другое.
Через образное осмысление объектов инженерии и типовых форм спортивных сооружений создавалось уникальное пространство для детской фантазии: от беседки к кораблю, от корабля к пирату ребенок переживал целое приключение. Объекты среды способствовали интересу к познанию внешнего мира.
Кроме того, отряд 1979 года создал и смонтировал мозаику с бабочками на фасаде детского сада рядом с площадками.
Почти два десятилетия обе площадки были центрами притяжения местных жителей. На фотографиях эпохи множество детей веселятся, представляя себя пиратами или рыцарями — покорителями крепости.
Площадка во дворе дома № 18 несколько раз снималась в киножурнале «Ералаш».
В 1990-2000-е годы площадка лишилась многих уникальных элементов, в том числе и мозаичных слоников; их снесли в 1999 году при укладке тротуаров.
В настоящее время смальта бассейна-лабиринта содрана до бетона. Лестницы акведука обшиты металлом, а горки убраны. От пиратской площадки сохранились только пара покореженных беседок и корабль. Что говорить, если на месте некоторых корпусов самого завода «Водоприбор» возводятся громады жилого комплекса «Серебряный фонтан». Из-за халатного отношения строителей была стерта часть сюжета на задней стенке амфитеатра с замками. Во многих местах мозаика осыпалась. Акведук перекрашен множество раз, на некоторых участках утеряны кирпичи. Колокольчики со звонницы украдены.
Заказчик «Автомобильные дороги СВАО» в августе 2020 года представил новый проект площадки: в нём бассейн-лабиринт подлежит уничтожению, а акведук лишается башни-звонницы. На их месте предлагается расположить типовые игровые зоны и насыпные холмы.
Единственный в Москве, а возможно и в России, дворовый комплекс открытых купальных площадок с уникальным мозаичным декором может превратиться в ничем не примечательную стандартную площадку.
Мы призываем Управу Алексеевского района и Префектуру Северо-Восточного округа к соблюдению закона об авторском праве. Необходимо обратиться к архитекторам-художникам этого комплекса с предложением авторского сопровождения проекта реконструкции площадки и авторского надзора при исполнении проекта. Многим участникам строительства 1977-1978 годов небезразлична судьба их произведения, и они готовы участвовать в реставрации и реконструкции площадки под современные нужды.
В этой нарезке — эскизы мозаик, располагавшихся в бассейне (архив Юрия Никишина) и амфитеатра (архив Александра Старикова):