Полвека запустения
Дмитрий Ерохин, Никита Устинов
Всего в паре сотен метров от Красной площади находится уникальный образец исконно русской архитектуры, некогда имевший статус памятника федерального значения, но в 1997 году этот статус утративший: палаты подворья Пафнутьев-Боровского монастыря. Им почти 400 лет. Подобных зданий на всю Москву сегодня остались считанные единицы.
Старинная постройка находится за палатами Симона Ушакова (объектом культурного наследия) по адресу: Ипатьевский переулок, дом 12. Трудно представить, что это небольшое здание в плачевном состоянии – без крыши и фундамента, из древней кирпичной кладки которого растут деревья – уникальный образец русского архитектурного стиля, сложившегося до петровской вестернизации России.
Утраченное подворье
Первые сведения о подворье Пафнутьев-Боровского монастыря относятся к 1621 году, периоду правления первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. О времени постройки самих Боровских палат данных очень мало.
Уже в XVII веке квартал был довольно густо застроен. Тут стояли три церкви: Ипатия Чудотворца, Николы Красный звон и церковь во имя Пафнутия на подворье Пафнутьев-Боровского монастыря.
Одноэтажные палаты, вытянутые в длину на 26,5 метров, были возведены в юго-восточном углу подворья.
Стены стояли на глубоком, около двух метров, фундаменте из белокаменного бута на глиняном растворе. Под фундамент для укрепления основания в шахматном порядке были забиты деревянные сваи. Стены сложены из большемерного кирпича в характерной для XVII века «крестовой» кладке. Внутри стен – пояс из железных кованых связей.
Кровля здания была выполнена из чернолощеной черепицы. Окна с декоративными наличниками выходили на западную и южную стороны палат.
Палаты были надстроены вторым этажом в XVIII веке. В 1870-1890-х годах здание перестроили арендаторы. Известно, что накануне революции 1917 года оно служило гостиницей.
XX век
Подворье Пафнутьев-Боровского монастыря находилось на Посольской улице, известной под этим именем с начала XVII века. Впоследствии это Юшков переулок, с 1928 года – проезд Владимирова, а с 1994-го – Никольский переулок.
В 1964 году между проездом Владимирова и Ипатьевским переулком началось строительство нового корпуса комплекса зданий ЦК КПСС. От сноса палаты спасла группа историков и реставраторов во главе с выдающимся архитектором Петром Дмитриевичем Барановским. Здание палат подворья было отрезано от фундаментов, лишено надстройки, скреплено железным каркасом и передвинуто в Ипатьевский переулок, где и осталось бесхозно стоять следующие 50 лет.
Сегодня
За это время здание окончательно пришло в негодность: временная кровля провалилась, в древнюю кладку беспрепятственно проникают влага и корни деревьев.
В 2009 году палаты вошли в список выявленных объектов культурного наследия, однако нахождение в этом списке никак не спасает постройку от дальнейшего обветшания.
С намерением сохранить важнейший памятник допетровской архитектуры инициативная группа граждан неоднократно обращалась в Мосгорнаследие с просьбой о включении выявленного памятника в единый государственный реестр объектов культурного наследия. На этой стадии необходима историко-культурная экспертиза, однако дело, к великому сожалению, пока не движется.
В истории реставрации московских памятников культурного наследия есть немало случаев удачного приспособления под современное использование. Соседние палаты Симона Ушакова, использующиеся как офисное здание и реставрированные частично, — не идеальный пример сохранения исторической памяти, но это лучше, чем полувековое запустение.
Отреставрированные палаты замечательно дополнили бы композицию уникальных памятников архитектуры к северу от Варварки, включающую церковь Николая Чудотворца «Красный звон», палаты Симона Ушакова и шедевр русской архитектуры, ранний образец узорочья, – церковь Троицы в Никитниках.