В противоречии с законом
Архнадзор просит Мосгорнаследие отклонить акт экспертизы, разрешающий объемное строительство возле Кремля.
На официальном сайте Департамента культурного наследия (ДКН) обнародован Акт ГИКЭ (Государственной историко-культурной экспертизы) проекта зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории квартала № 4, ограниченного Никольской, Ильинкой, Богоявленским и Ветошным переулками.
Это второй квартал от Красной площади, охранная зона ЮНЕСКО, территория, хранящая средневековую планировку и памятники XV-XIX столетий. Квартал умеренно пострадал в ХХ веке, но подвергся мощной строительной агрессии в годы правления Юрия Лужкова. Опубликованный Акт подтверждает, что возникшие тогда планы по уплотнению застройки на территории Шевалдышевского подворья и Тёплых рядов лишь отложены на время.
Архнадзор направил в ДКН замечания к Акту, подписанному экспертами М.В. Нащокиной, Ю.А. Свешниковой и О.М. Замжицкой. Ниже мы публикуем краткое изложение этих претензий. (Ответы Департамента на наши замечания можно посмотреть здесь, нажав на слово «Сводка»).
1. Актом допускается реконструкция застройки с увеличением высотных габаритов на территории Шевалдышевского подворья (участок № 1) и нового строительства на территории Богоявленской линии Тёплых рядов (участок № 6) в параметрах, определенных на основе визуально-ландшафтного анализа. При этом участки находятся в объединенной охранной зоне и имеют режим использования, допускающий лишь сохранение исторического композиционно-пространственного типа застройки, в том числе восстановление (возобновление) утраченных элементов без превышения прежних высотных и плановых габаритов. Акт создаёт возможность увеличения высоты застройки на участках, не просматривающихся с дальних точек. А именно: надстройку до 6 этажей дворовой части Шевалдышевского подворья и строительство новых корпусов переменной этажности (до 6 эт.), на месте снесённых в 2006 г. трёхэтажных корпусов Тёплых рядов, что прямо противоречит установленному режиму использования участков.
2. В границах регламентного участка №1 указан максимальный процент застройки 90%, определённый постановлением Москомархитектуры в 2010 г. При этом существующая плотность составляет не более 80%. Также в Акте ничего не сказано о сохранении внутренней планировки владения (внутренний двор сложной конфигурации со сквозным проездом между Никольской и Ветошным пер. и остатками чугунных галерей XIX века). В то же время режим регламента прямо предписывает сохранение исторического композиционно-пространственного типа застройки исторического владения.
3. Актом предусмотрено сохранение белокаменных подвалов Шевалдышевского подворья с применением реставрационных методов. При этом белокаменные подвалы, сохранившиеся от палат воспитателя Петра I князя Бориса Голицына, составляют наиболее раннюю, но незначительную (около 1/30) часть огромного комплекса кирпичных сводчатых подвалов XVIII-XIX вв. площадью более 0.5 га. Выделение фрагмента подвалов либо является фактической ошибкой, либо вызывает беспокойство за сохранность большей и уникальной части подворья, тем паче, что в начале 2000-х существовал проект реконструкции с обустройством подземного паркинга на 130 машиномест.
4. На приложенной к Акту схеме отмечены “реконструкции” на территориях объектов культурного наследия, что противоречит Закону 73-ФЗ: в границах территории объектов культурного наследия предусмотрено ограничение капитального ремонта и реконструкции.
5. На территории участка № 6, где в 1864-1871 гг. были построены протяженные 3-этажные корпуса торговых рядов, после сносов 2006 г. сохраняются их восточные торцевые части и скрытые под землей подвалы (более 60 сводчатых секций XIX в., включающие неисследованные части построек Певчей слободы конца XVII в.). Участок находится в объединенной охранной зоне, а сохранившиеся наземные части являются выявленными объектами культурного наследия. Регенерация утраченного фрагмента ценной историко-градостроительной среды в непосредственной близости от ансамбля Московского Кремля должна быть определена как восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик историко-градостроительной среды. То есть на месте снесенных 3-этажных корпусов не могут появиться «объекты капитального строительства» высотою до 6 этажей, а также надстройки из светопрозрачных материалов. Данные параметры противоречат определению регенерации, а вывод о соответствии параметров закону является ложным.
6. Проектные решения по присвоению регламента на рассматриваемую территорию не могут приниматься до проведения натурных исследований, которые могут внести принципиальные уточнения. Протокол Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям от 30.12.2004 г. предписывает: “Подвальные помещения Теплых торговых рядов необходимо обследовать для уточнения предмета охраны подвалов. Предмет охраны в подземных уровнях подвалов и под дворовым пространством уточнить при проведении первоочередных противоаварийных работ”. Данные работы (как и сам факт наличия подвалов под снесёнными корпусами) не указаны и не учтены при назначении регламента на рассматриваемую территорию.
Более того, эксперты приводят утверждение о “значительной нарушенности культурного слоя в связи со строительными работами второй половины XIX в.”, умалчивая о факте раскрытия на данном участке насыщенного находками культурного слоя XII-XIX вв. мощностью до 8 м (результаты этих работ опубликованы в 2009 г. и хорошо известны специалистам).
Просим отклонить Акт и сам Проект зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории квартала № 4 как противоречащий Федеральному закону от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ.