Сносы под бизнес-кластер на Ивановской горке
Планируются сносы и масштабное новое строительство на Ивановской горке, лучшем по сохранности историческом районе старой Москвы
В ближайший месяц может начаться беспрецедентное вторжение в один из самых ценных кварталов уникального по сохранности района Москвы — на Ивановскую горку (район между метро Китай-город и Бульварным кольцом) Готовится снос зданий XIX — первой половины XX века между Колпачным и Хохловским переулками. На территории ансамбля нотопечатни П.И. Юргенсона планируется создание обширного комплекса коммерческой недвижимости.
План девелопера (им выступает ABDevelopment, собственник самого большого сносимого здания — ООО «Управляющая компания «Деловой мир», связанная, по сообщениями прессы, с Русланом Горюхиным) игнорирует режим территории памятника и режим объединенной охранной зоны объектов культурного наследия.
Проект предусматривает, в частности, снос зданий, находящихся на территории объекта культурного наследия федерального значения «Палаты дьяка Украинцева (XVII век)». Вопреки требованиям законодательства, работы по сносу на территории памятника были согласованы Мосгорнаследием и Москомархитектурой без проведения государственной историко-культурной экспертизы ценности сносимых зданий.
На месте исторических зданий должен появиться так называемый «бизнес-кластер», состоящий из многоэтажного бизнес-центра (свыше 7000 кв. м. наземной площади) и целой новой внутриквартальной барно-ресторанной улицы.
На встрече с инициативной группой жителей и депутатом Басманного района Е.М. Ремизовой представитель собственника заявлял о намерении переоборудовать под общепит выдающиеся памятники архитектуры по соседству — усадьбу Г.П. Юргенсона (Колпачный, 9) и усадьбу Ф.Л. Кнопа (Колпачный, 7). Чтобы обеспечить сквозной проход к будущим ресторанам, согласован снос ценного исторического здания, формально не имеющего статуса объекта культурного наследия — постройки в стиле французского шато, созданной по заказу П.И. Юргенсона автором гостиницы «Савой», мастером московского модерна Виктором Величкиным.
По представленной девелопером «Ландшафтно-архитектурной концепции территории» полностью реорганизуется Даниловская аллейка — так местные жители называют описанный в романе В.В. Орлова «Альтист Данилов» тихий пешеходный проход между Колпачным и Хохловским переулками с редкими для Москвы тополями-великанами до 6 метров в обхвате. В июне 2020 года общественности удалось спасти эти деревья от вырубки. Теперь над тихим, зеленым внутриквартальным пространством, одной из достопримечательностей этого района, нависла новая угроза. Здесь же, в Даниловской аллейке, расположена детская площадка, вместо которой разработчики представленной концепции планируют разместить дизайнерские «газебо», крытые беседки при бизнес-центре.
Институт международного рабочего движения, здание которого тоже собираются снести для строительства, был центром философской мысли второй половины ХХ века. Здесь работали философы Мераб Мамардашвили и Эрих Соловьев, историк западной философии Пиама Гайденко и другие. (Об уникальном феномене Института был снят 8-серийный документальный фильм Александра Архангельского «Отдел».)
Общественное движение Архнадзор выражает решительный протест против разрушения одного из самых ценных кварталов старой Москвы и призывает московские и федеральные власти отменить принятые в обход законодательства решения о сносах исторических зданий и противоречащие режиму охранных зон объектов культурного наследия решения о согласовании работ по сносу зданий в этом квартале.
Приложения:
Дополнительные исторические сведения
Историко-культурное значение территории, в которую вторгается девелопер, невозможно переоценить. Здесь, в палатах видного дипломата XVII века, дьяка Е.И. Украинцева, со второй половины XVIII века размещался архив коллегии иностранных дел, где работали над своими сочинениями Н.М. Карамзин и А.С. Пушкин. В 1875 году палаты были переданы Московской консерватории, здесь расположилось Московское отделение Русского музыкального общества и начала работать нотопечатня П.И. Юргенсона, важнейший центр развития российской и мировой музыки XIX — начала XX века.
Нотопечатня и дом Юргенсонов стали точкой притяжения для всех без исключения значительных русских музыкантов и композиторов того времени. У Юргенсонов подолгу гостил П.И. Чайковский, ставший крестным отцом сына П.И. Юргенсона. Здесь С.В. Рахманинов рекомендовал П.И. Юргенсону произведения молодых композиторов, выступая в качестве посредника по обсуждению произведений и гонораров. С публикации здесь своих творений начал дорогу к мировой славе С.С. Прокофьев. Это место было важным для А.Н. Скрябина, М.А. Балакириева, Р.М. Глиэра, С.И. Танеева, В.И. Ребикова, Н.Н. Черепнина, И.Ф. Стравинского и многих других прославивших нашу страну музыкантов. Среди сотрудничавших и друживших с Юргенсонами художников были В.И. Суриков, братья В.М. и А.М. Васнецовы, И.Я. Билибин, Л.С. Бакст и Е.Е. Лансере.
3 комментария