СПИЧечная архитектура и Андрей Рублев
Из рубрики «Невпихуемое»
На минувшей неделе, в продолжение карантина, снесены не имевшие охранного статуса исторические корпуса с торговыми лавками на берегу Яузы, во владении № 18 по Большому Полуярославскому переулку.
Еще в 2015 году на этом месте анонсировалось строительство гостиницы. Тогда Градостроительно-земельная комиссия (ГЗК) при мэре Москвы «согласилась» с оформлением градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ), читай: предписала его оформить. При этом специально оговаривалось, что «проектируемое строение не должно изменять видовые раскрытия на ансамбль Андроникова монастыря» — Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева.
Однако в нашем распоряжении имеется утвержденное в июле 2019 года Архитектурно-градостроительное решение (АГР) гостиницы, говорящее об обратном.
Застройщик — АО «Конрэйс» — с 2015 года не изменился. Проектировщиком выступает Сергей Чобан, многолетний партнер главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова по архитектурному бюро SPEECH.
В проекте девятиэтажная коробка на нижней террасе берегового склона. Архитектор даже не пытается играть объемами в критических ракурсах, искать какого-либо соответствия рельефу. Он просто замыкает в примитивную фигуру заведомо завышенные технико-экономические показатели (ТЭПы). А ТЭПы завышает та самая Градостроительно-земельная комиссия.
В материалах АГР нет ничего похожего на визуально-ландшафтный анализ, так что мы постарались выполнить его сами.
Результаты предсказуемы: при виде с Высокояузского моста Садового кольца и прилегающих участков набережных новая гостиница создает жесткую вертикальную кулису перед Спасо-Андрониковым монастырем, зрительно замыкающим этот отрезок реки.
Соответственно, при встречном взгляде, с бровки монастырского холма, панорама Кремля, уже обрезанная в советские годы высокими кулисами домов на левом берегу Яузы, получит девятиэтажный вырост по центру.
Более того, будет разбита зрительная связь между монастырем и усадьбой Найденовых с ее обширным парком на правом берегу Яузы. Этой связи почти двести лет, виды на монастырь учитывались при устройстве парка по проекту Доменико Жилярди. Если же согласиться с убедительным предположением, что усадьба занимает место загородного дворца Ивана III, то этой связи больше 500 лет. Андроньевский игумен Митрофаний был духовником Ивана III, так что связь между дворцовой усадьбой и монастырем была не только зрительной, но и духовной.
Только для кого всё это краеведение? Такие вещи не докладываются на ГЗК и Архсоветах, не обсуждаются между проектировщиками SPEECH’ечной архитектуры. Наверное, такие вещи их смешат.
Прямо напротив монастыря, в котором монашествовал и погребен Андрей Рублев, через реку, есть еще участки бывшего прома. Готовимся смеяться.
7 комментариев