Москомнаследие 2010 года против Мосгорнаследия 2020-го
Выбросит ли департамент в мусорную корзину экспертизу председателя своего Научно-методического совета?
Константин Михайлов
4 июня 2020 года – последний день общественного обсуждения опубликованного на официальном сайте Мосгорнаследия акта государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия, известного как «дом Позднякова», или «Наполеоновский театр«.
Полное название памятника: «Доходное владение, 2-я половина XIX в. (в основе городская усадьба П.А. Позднякова-Юсуповых, XVIII-XIX вв.): — Дом П.А. Позднякова, XVIII в., 1876 г., арх. М.И. Никифоров. Здесь в 1810-1817 гг. существовал крепостной театр, режиссером в котором служил артист С.Н. Сандунов. В период нашествия Наполеона в здании давал спектакли французский театр. В 1831 г. дом посещал поэт А.С. Пушкин; — Доходный дом (бывший флигель), 1783 г., 1802-1812 гг., 1876-1877 гг.; — Доходный дом, 1877 г., арх. М.И. Никифоров». Адрес — Москва, Леонтьевский переулок, 2/26, стр. 1, 2; или, что то же самое, Большая Никитская улица, д. 26/2, стр.3.
В московском краеведении эту городскую усадьбу, пустующую уже несколько лет и затянутую тряпичными ширмами, действительно именуют «Наполеоновским театром» – по самому популярному эпизоду ее истории, когда во время французской оккупации Москвы в 1812 году здесь играла французская труппа и бывал император Наполеон Бонапарт.
О так называемой «государственной» так называемой «историко-культурной» так называемой «экспертизе», сфабрикованной так называемым «экспертом» из Томска Петром Зыбайло по заказу некоей г-жи Марии Ольшанской, мы уже высказывались подробно в середине мая, после начала ее общественного обсуждения. Суть ее – в лишении дворового флигеля 1780-х годов (стр. 3) статуса охраняемого памятника и в определении территории объекта культурного наследия по контуру двух остальных строений (№ 1 и 2). То есть в предоставлении будущим застройщикам права частично сносить, перекраивать городскую усадьбу, застраивать усадебный двор и осваивать подземное пространство.
Мы могли бы сегодня, завершая общественное обсуждение, продолжать дискуссию. Могли бы говорить очевидное: например, что классицистические композиции, особенно усадебные, обычно строятся на принципах зеркальной симметрии и удвоения, как правило, обладают парами или парными группами флигелей. Заявлять, что один из парных флигелей не обладает ценностью, выводить замкнутый внутренний двор из территории городской усадьбы – для человека, величающего себя экспертом – значит демонстрировать абсолютные историко-архитектурную безграмотность, профессиональную непригодность и неприкрытый цинизм.
Но мы не будем, что называется, ломиться в открытую дверь.
Есть другое немаловажное обстоятельство.
Для того чтобы принять ответственное решение о судьбе выявленного объекта культурного наследия по вышеуказанным адресам, Мосгорнаследию совершенно не нужно было принимать «экспертизу» г-на Зыбайло к рассмотрению, анализировать ее высоконаучный текст (с терминами типа «ЮНЭСКО» и т.п.) и тем более марать свой официальный сайт ее публикацией.
Мосгорнаследию достаточно было заглянуть в свой собственный архив. И извлечь из него настоящую государственную историко-культурную экспертизу этого же самого выявленного объекта, выполненную в 2010 году маститым экспертом и председателем Научно-методического совета при нынешнем Мосгорнаследии Андреем Леонидовичем Баталовым.
В этой экспертизе, в полном соответствии с принципами объективности и научной достоверности, А.Л. Баталов делает вывод об обоснованности включения в Единый госреестр памятников России всего усадебного комплекса из трех строений, причем как ансамбля регионального значения. И территорию памятника, естественно, эксперт А.Л. Баталов определяет, включая в нее все три строения и усадебный двор.
Затем Мосгорнаследие может извлечь из архива свое собственное решение от 12 октября 2010 года о согласии с заключением экспертизы А.Л. Баталова. Этот документ утвержден и подписан Алексеем Александровичем Емельяновым, заместителем председателя Москомнаследия 2010 года и руководителем Мосгорнаследия 2020 года.
Публикуем этот важнейший документ для всеобщего сведения.
С 2010 года ни в усадьбе, ни в ее истории, ни в ее архитектуре ничего не переменилось. Никаких законных оснований переоценивать ее ценность и выводы А.Л. Баталова не существует.
Почему – при наличии экспертизы уважаемого эксперта о включении памятника в полном составе в госреестр и официального согласия с нею госоргана – городская усадьба Позднякова и спустя десять лет продолжает числиться в выявленных памятниках, знают, наверное, только в Мосгорнаследии и столичной мэрии.
Но если в 2020 году Мосгорнаследие решило наконец определить ее охранный статус, мы хотим задать уважаемому департаменту всего два вопроса.
Выбросит ли Мосгорнаследие в мусорную корзину экспертизу председателя своего Научно-методического совета?
Отправит ли оно туда же документ с подписью своего руководителя о согласии с выводами о включении всех трех строений усадьбы Позднякова в госреестр?
Мы, конечно же, надеемся, что нет и нет.
Мы, конечно же, верим, что в итоге все окажется на своих заслуженных местах: «экспертиза» г-на Зыбайло – в мусорной корзине, а ансамбль городской усадьбы Позднякова – в Едином госреестре памятников России.
P.S.
Поскольку мы еще и законопослушные граждане, мы подготовили – в рамках общественного обсуждения – замечания на акт «экспертизы» г-на Зыбайло по заказу г-жи Ольшанской. Вчера они направлены в Мосгорнаследие. Почитать их можно здесь.
1 комментарий