Мальчик на скале. Судьба одного крымского памятника
Садово-парковый ансамбль Новый Кучук-Кой в имении мецената, коллекционера Якова Евгеньевича Жуковского на Южном берегу Крыма недалеко от Симеиза, объект культурного наследия, был создан плеядой художников, лучших представителей искусства начала XX века. Результат совместного творчества П.С. Уткина, В.Д. Замирайло, Е.Е. Лансере, А.Т. Матвеева, П.В. Кузнецова, комплекс стал уникальным образцом сложного, многопланового произведения, единственным в своем роде воплощением идей символистов.
Трагическая история этой усадьбы насчитывает чуть более века и удивительным образом отражает все перипетии столетия. Чудом пережив революцию, почти погибнув во время Великой Отечественной войны, она, тем не менее, оставалась полноценным памятником вплоть до конца XX века. В настоящее время ее утраты огромны.
С начала 2000-х годов Новый Кучук-Кой находится в частных руках, вся его территория обнесена трехметровым бетонным забором, доступ в него невозможен. Периодически в судах рассматриваются территориальные споры. В конце 2019 усадьба была выставлена на торги и приобретена структурой «Газпрома» без малого за два миллиарда рублей.
За пределами границ памятника находится одна подлинная работа Александра Терентьевича Матвеева. Это вмонтированный в скалу горельеф «Сидящий мальчик», выполненный в технике майолики. Как стойкий солдатик, он каким-то чудом сумел выжить во всех временах и войнах.
В 1907 году, вернувшись из Парижа, Матвеев поселился в Кикерине под Петербургом, в мастерской художественно-керамического завода П.К. Ваулина и О.О. Гельдвейна. Произведения, созданные им в это время, принято называть Кикеринским циклом. Это были первые матвеевские образы мальчиков, юношей, почти детей: засыпающий, задумавшийся, пробуждающийся, сидящий. В это же время скульптор серьезно занялся исследованием техники майолики.
Весной 1908 году в Санкт-Петербурге впервые состоялась Международная строительно-художественная выставка, продемонстрировавшая самые значительные достижения во всех сферах строительства. Она располагалась на Крестовском острове. В отделе «Художественное убранство жилища и отделки здания внутри и снаружи» было представлено и керамическое предприятие П.К. Ваулина и О.О. Гельдвейна. Они выставили декоративный майоликовый бассейн. В его композицию входили две скульптуры, «Мальчик с фиалом» и «Пробуждающийся», а также горельеф из трех фигур «Спящие мальчики». Общий замысел бассейна принадлежал П.В. Кузнецову, исполнение скульптур А.Т. Матвееву. За эту работу предприятие Ваулина и Гельдвейна получило Малую серебряную медаль от Министерства торговли и промышленности.
Сохранились открытки с изображением экспонатов выставки. На одной из них – декоративный бассейн с подписью «Ванна». Воспроизведение бассейна есть также в Иллюстрированном альбоме строительно-художественной выставки, изданном в 1908 году.
Дальнейшая судьба самого бассейна неизвестна, но у всех скульптур была собственная жизнь. Две круглые скульптуры, выполненные в гипсе, были куплены Н. Рябушинским для виллы «Черный лебедь» в Москве. В настоящее время они утеряны.
В 1907 году Александр Матвеев и Павел Кузнецов были приглашены Яковом Жуковским для работы в его имении Новый Кучук-Кой. Почти весь Кикеринский цикл в различном материале Матвеев повторил здесь, в Крыму.
Идеологом концепции парка и его сооружений был друг Жуковского и сосед по даче, инженер Василий Сергеев. По его замыслу, произведения Матвеева должны были сопровождать поднимающегося по горе от моря к тенистому парку. Их расположение продуманно, они создавали определенный мотив, воспевая вечную юность и красоту. Это серия аллегорических скульптур, образы юношей, воплощенные в камне, цементе, майолике. Все фигуры скульптур и рельефов обнаженные. Первым, почти у моря, был установлен горельеф «Спящие мальчики» из композиции декоративного бассейна, но теперь он состоял не из трех, а из двух фигур мальчиков, будто соединившихся в одно спящее тело. Выполненный из цемента, он был вделан в скалу.
Далее у подножия «лестницы Якова» в центре круглой площадки на высокой колонне находилась скульптура «Стоящего юноши» (инкерманский камень, погибла во время ВОВ).
Слева от лестницы, возле Дома садовника, посреди декоративного водоема была помещена статуя «Юноши» (цемент). Она перекликалась с двумя парными барельефами «Сон» и «Пробуждение» (другое название «Утро» и «Вечер», инкерманский камень), которые обрамляли южное окно дома.
По другую сторону «лестницы Якова» от главного дома усадьбы шла еще одна лестница. На ее парапетах были размещены четыре скульптуры из инкерманского камня: «Задумчивость», «Пробуждающийся юноша» (погибла во время ВОВ), «Засыпающий мальчик», «Сидящая женщина». Лестница спускалась к круглому бассейну, в центре которого стояла мраморная скульптура «Нимфея», кульминация всего обрамления парка.
Вновь углубившись в парк, посетитель последним встречал на своем пути скульптуру «Сидящий мальчик», третью из композиции кикеринского бассейна, замыкающую цикл. Горельеф из майолики, так же, как и его собратья, вмонтирован в скалу. Это немного угловатая, задумчивая фигурка, с легкой отрешенностью взирающая на мир. Правая рука безвольно опущена, но левая твердо удерживает как бы падающую на грудь голову. Это единственная работа Матвеева для Нового Кучук-Коя, выполненная в технике майолики. Горельеф обращен к морю и солнцу, и на его плавной белой поверхности пляшут сотни различных бликов. Мальчик в полном единении с миром, его присутствие в древней скале кажется вечным.
Трудно предположить, почему первоначальный трехфигурный горельеф был разделен, кто принял такое решение: Матвеев, Кузнецов, Сергеев? На самом деле, скала с «Сидящим мальчиком» находится почти на границе владений Жуковского, но уже на территории имения Сергеева «Кучук-Кой», по дороге к его жилищу. Перед самым домом Сергеева в центре круглого водоема стояла еще одна скульптура Матвеева «Сидящий мальчик» (цемент). Такой же мягкий поворот склоненной головы, та же медлительная пластика спирального движения, как у одноименного горельефа. Получается, что именно эта скульптура завершала «Оду юности» у порога своего идейного вдохновителя. Этот «Сидящий мальчик» в бронзе стоит и на могиле А.Т. Матвеева на Новодевичьем кладбище.
Первым погиб цементный горельеф «Спящие мальчики». Во время землетрясения в 1927 года часть скалы упала в море. В Великую Отечественную войну оккупанты нанесли страшный ущерб всему имению, но главное, были похищены и практически уничтожены скульптуры Матвеева. Более десяти послевоенных лет усадьба пребывала в забвении.
При подготовке персональной выставки, приуроченной к 80-летию Матвеева, в бывшее имение Новый Кучук-Кой приехал сотрудник Русского музея Г.М. Преснов. Благодаря его самоотверженной работе останки матвеевских скульптур в 1959 году были найдены и эвакуированы в Ленинград. Началась почти десятилетняя работа над восстановлением памятников, сейчас они находятся в Русском музее. Одновременно, специально для крымского парка, ученики Матвеева, получив благословение еще из рук мастера, выполняли копии статуй в мраморе: А.П. Тимченко – «Нимфею», В.Г. Стамов — «Засыпающего мальчика», А.М. Игнатьев – «Задумчивость», «Юношу», Л.Ю. Эйдлин — «Сидящую женщину».
Восстановление усадьбы, реставрация скульптур, самоотверженная работа учеников А.Т. Матвеева по созданию прекрасных копий утраченного и погибшего – настоящий подвиг, благодаря которому еще несколько десятилетий Новый Кучук-Кой был средоточием искусства и культуры, представляя собой уникальный памятник Серебряного века.
Во время войны пропал и «Сидящий мальчик» у дома Сергеева. Его вновь отлили из бронзы и вернули в 1967 году, теперь уже в парк. Тогда же в Новый Кучук-Кой в виде скульптуры из мрамора вернулись и «Спящие мальчики», сделанные учеником Матвеева А.Н. Черницким. Взамен еще одной утраченной в войну скульптуры сюда привезли другого персонажа из кикеринского декоративного бассейна – «Пробуждающегося», также сделанного учеником Матвеева А.Н. Черницким из мрамора.
Местонахождение всех возрожденных скульптур в настоящее время неизвестно. В 1994 году они были вывезены из парка, возможно, все они потеряны. Домик садовника уничтожен, в 2013 году барельефы «Сон» и «Пробуждение» с его южного фасада были перенесены на подпорную стену в парке. Декоративные бассейны и пруды уничтожены. Судьба других парковых сооружений неизвестна.
Горельеф в скале «Сидящий мальчик» был ранен. Во время войны в него стреляли, на теле видны следы пуль. Он потерял часть лица, левую руку по локоть, получил рану на правом колене. Но он жив! Его существование тем более удивительно, что он никогда не обладал статусом объекта культурного наследия, горельеф не внесен ни в какие реестры. Практически единственный хранитель памяти о прошлом усадьбы, он находится за пределами частного владения и чудовищного забора и по-прежнему обращен к солнцу и морю.
В конце 1950-х годов, когда в Новом Кучук-Кое велись восстановительные работы по воссозданию парка и скульптур, сюда приехал скульптор В.Б. Шелов. Несколько лет он делал слепки со всех произведений Матвеева, которые удалось найти, в том числе и с «Сидящего мальчика». Сейчас все они находятся в мемориальном музее-мастерской А.Т. Матвеева на Верхней Масловке, это готовые образцы для восстановления скульптур. В Государственном Русском музее хранятся реставрированные скульптуры Матвеева. Их изображения во множестве существуют в живописи и запечатлены на фотографиях. Все это позволяет говорить о возможности повторения подвига восстановления после утрат войны.