Кинотеатр «Первомайский». Некролог
«Мозаики и потрясающий занавес переносили в другой мир»
Никита Ермолаев
Кинотеатр «Первомайский» в Измайлове (Первомайская улица, 93/20) построен в 1969 г. по проекту Д. Солопова и М. Казарновского, при участии инженеров Ю. Дыховичного и Ю. Розовского. Его объем состоит из двух частей: остекленного фойе и нависающего над ним консольного выступа, в котором расположен единственный зрительный зал. Такая технология – бесстолпного строительства, – когда монолитная оболочка выступает одновременно и единственным выразительным элементом фасада, и боковыми несущими стенами, впервые была испытана в кинотеатре «Россия» (1957-1961).
Однако в «Первомайском» она была усовершенствована и получила дальнейшее распространение в качестве типового проекта (кинотеатры «Варшава», «Минск», «Витязь», «Ереван» в Москве и многие другие на территории бывшего СССР). Решительность организации объема здания авторы подчеркнули суровой естественностью форм, основанных на обнажении конструкций, не скрытых облицовкой или какими-либо декоративными приемами. За проект этого кинотеатра авторы получили Премию совета министров СССР.
На нижнем уровне размещался зимний сад и кафетерий, для которого в тёплое время года был предусмотрен выход на веранду. Зрительный зал с широкоформатным экраном был рассчитан на 1400 человек. Его стены были облицованы акустическим материалом — травертоном, а потолки были эффектно украшены медными светильниками на металлических фермах. Занавес кинотеатра был украшен композицией на тему кино (художники А. Воронкова, Б. Погорелов)
Важно сказать и о мозаиках, ставших посмертной работой советского мозаичиста Бориса Чернышёва. Мария Борисовна Чернышёва ведёт сайт, посвящённый наследию отца, и благодаря ей у нас есть подробные фотографии всех мозаик кинотеатра.
«Небольшие станковые панно из шамота или цемента, мозаики из смальты и натурального камня, с применением фрески или темперной росписи и рельефа, созданные в разное время, теперь нашли своё место в архитектуре. Все они воспринимаются удивительно цельно, как развитие единого повествования. Это сосредоточенное, задушевное, глубокое и чистое человеческое раздумье, тихое восхищение человеком. Скромны, сдержанны цвета мозаики, вспыхивают редкие вкрапления смальты среди строгого, почти аскетического окружения каменной кладки. Эти панно как бы произвольно, но очень точно по ритму помещены на длинной стене бара, которая продолжается маленьким внутренним двориком – летним кафе, расположенным за стенами здания. Внутренний дворик виден сквозь сплошную стеклянную стену бара. Это небольшое, замкнутое, тихое пространство, смело отнятое у суеты городской улицы.
Панно помещены среди мозаики стенной кладки, мозаики крупных натуральных камней, тонко подобранных по цвету. Здесь и тёплый, охристый тон песчаника, и суровая темнота мужественного гранита, и скользкие поверхности мрамора – светлые, слабо бликующие на рассеянном свету. Кладка мозаики подчинена определённому ритму, свободному, близкому ритмам природы. Камни положены то горизонтально, чуть изогнутыми параллелями, напоминая неспешное течение воды, то косо низвергаясь сверху вниз, как сильный, щедрый дождь»*.
В январе 1969 года, во время установки мозаик и фресок в кинотеатре «Первомайский», у художника произошёл инсульт, и через две недели, 25 января 1969 года, Борис Чернышёв скончался в возрасте 62 лет.
Студенческая работа. Международный колледж искусств и коммуникаций. Автор: Дана Кузьмина. 2019 г.
В 1970-1980-е кинотеатр служил площадкой для международных кинофестивалей и показов анимации на открытом воздухе. Об этой редкой для СССР технологии открытого показа известно очень мало, однако полукруглый стенд, на котором показывали мультфильмы, до сих пор стоит рядом с кинотеатром. В 1990-2000-е годы совмещал в себе торговые площади и функции кинотеатра, однако в 2010-х перестал функционировать как кинотеатр и сдавался в аренду. Судьба уникального занавеса неизвестна как раз с 1990-х годов, информации о его создателях найти не удалось.
В 2017-м «Первомайский» был выкуплен компанией ADG Group и в ближайшее время будет снесён (предварительная дата начала работ – апрель 2020 года). При подготовке кинотеатра к сносу мозаичные панно демонтировали и увезли. Их местонахождение неизвестно. Кинотеатру и мозаикам было отказано в охранном статусе, несмотря на жалобы местных жителей и экспертов.
Современное состояние и проект реконструкции
Люди оставляют воспоминания о кинотеатре и мозаиках, и одно из них хотелось бы привести в заключение: «Я помню эти мозаики с детства. Впервые я их увидел перед просмотром кинофильма «Айболит-66». Народу было много, все старались выйти во дворик, подышать воздухом. Именно здесь, под естественным освещением, они смотрелись волшебно. Словно великан, играючи, рассыпал камни по стенам, и они застыли, изображая фигуры и лица мистических героев… Так я думал тогда. В последний раз я повидался с этими каменными картинами года два или три назад, когда их нещадно отбивали от стены… Было больно смотреть на уродливую пустоту. Я тогда сделал несколько снимков на память. Конечно, я не смогу привести сюда внука, как когда-то привела меня бабушка, но я расскажу ему историю, про «людей-великанов» которым подчинялись камни»**.
Отметим, что сейчас особенно активизировалась работа по уничтожению памятников советского модернизма, в частности, кинотеатров. Помимо массового сноса 40 модернистских кинотеатров Москвы компанией ADG-group (уже снесены кинотеатры «Ангара», «Улан-Батор» и «София», в ближайшем будущем на их месте разместятся одинаковые «коробки» , точь-в-точь копии проекта реконструкции Первомайского), мы видим громкие (как снос киноцентра «Соловей») и не очень (уничтожение кинотеатра «Урал» в 2011 году) примеры варварского уничтожения мест памяти отдельных районов и всего города.
О сохранении и фиксации элементов декора и интерьера советских кинотеатров говорить не приходится: среди 120 модернистских кинотеатров, информацию по которым мне удалось обнаружить, нет ни одного, который бы не был реконструирован в 1990-2010-е годы. Информацию о мозаиках , барельефах и прочих значимых элементах декора приходится искать в районных группах, либо её просто нет.
Перечислять потери можно очень долго: от редких газосветных вывесок («Урал») до уникальных видеозвуковых систем («Соловей»), и потому важно начать работу по осмыслению всего наследия советских модернистских кинотеатров и, по возможности, реставрировать их, восстановив оригинальные внешние и внутренние формы.
При подготовке статьи использованы материалы сообщества «Архитектура Измайлово», СовМод, сайтов http://boris-chernyshev.ru/monument/, Wikipedia, книги «Архитектура Москвы. XX век», Иконников А.В. 1984, публикации: Л. Острецова, Ю. Бычков, М. Некрасова, В. Лемпорт, Е. Шункова, В. Лебедева («Советское монументальное искусство 1960-х годов»).
Огромное спасибо Марии Борисовне Чернышёвой, представившей фотографии всех мозаик кинотеатра, и Анастасии Петровой.
——————
*«Советское монументальное искусство 1960-х годов»
** Воспоминание Александра Грозного
5 комментариев