«Моя Родина»
Анастасия Коровина
Вряд ли у москвичей сохранились теплые воспоминания об автовокзале на Щелковской. Место суетное, тьма приезжих, баулы, торговля. В архитектурном отношении тоже ничего примечательного. Но была в этом автовокзале одна достойная вещь, которую москвичи почти не знали, потому что не нуждались в зале ожидания, располагавшемся на втором этаже. Эта красота запомнилась в основном приезжим – огромное, во всю торцевую стену, мозаичное панно советского художника-монументалиста Юрия Константиновича Королева «Моя Родина» (1972 г.).
Мне повезло, я жила недалеко от Щелковской, и мы с мамой, которая работала тогда в творческом отделе Художественного фонда РСФСР, ходили смотреть на этапы создания этого полотна. Мне, еще совсем маленькой, эта мозаика казалась огромной и необъятной, как Мир. Сказочные львы рядом с парящим в невесомости космонавтом, церкви, семейная идиллия среди снопов пшеницы, спортсмены и гуси-лебеди. Многообразие этого мира рождалось у меня на глазах.
Много позже я узнала и о замечательном художнике, создавшем эту мозаику: Ю.К. Королев (1929-1992) народный художник СССР, член-корреспондент Академии художеств СССР, много лет был секретарем правления Союза художников СССР, руководил творческой мастерской в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова. Последним и очень важным делом его жизни было руководство Государственной Третьяковской галерей. Ее директором он был с 1980 по 1992 год. Настоящая элита советского искусства.
Королев работал в технике и темперной росписи, и мозаики, и витража. Казалось бы, его художественное наследие весьма обширно. Его работы есть в Тольятти, Мурманске, Петербурге и, конечно, в Москве.
Наверное, самые известные – мозаики станций метро «Свиблово» и «Улица 1905 года» и мозаика «Народ и Армия едины» в вестибюле Центрального музея Вооруженных сил.
С ностальгией вспоминаемые росписи кафе «Метелица» на Калининском проспекте.
Прекрасные красочные витражи в гостинице «Россия» в Москве.
И последняя его большая работа – мозаики на фасаде Московского дворца молодежи (МДМ) на Комсомольском проспекте.
Так вот, на данный момент потеряны витражи вместе с гостиницей «Россия», нет росписей в кафе «Метелица», ждет реконструкции МДМ, в мае 2017 года снесен автовокзал на Щелковской.
Как ни странно, в наше время наиболее уязвимым оказалось именно монументальное искусство, особенно искусство советской эпохи. Но чем дальше оно отстоит по времени, тем яснее его историческая, культурная и художественная ценность. И понимание невозможности так бездарно относиться к своему наследию.
Но возможно, панно «Моя Родина» с автовокзала ждет лучшая участь. Еще в 2017 году комиссия по монументальному искусству ВТОО «Союз художников России» признала ее высокую художественную ценность: «Сохранение произведения абсолютно необходимо, поскольку оно является ярким образцом монументального искусства, входит во все справочники, учебники и монографии, посвященные монументальному искусству СССР. И хотя не включено в Реестр объектов культурного наследия Москвы, заслуживает самого бережного отношения в силу высоких художественных качеств».
Более того, в официальном источнике Правительства Московской области, к которой относится автовокзал, 19 апреля 2017 года заявляется о том, что мозаика будет возвращена во вновь построенное здание автовокзала.
Открытие нового автовокзала должно состояться уже совсем скоро, в сети появился его сайт, где представлена визуализация новых интерьеров.
Но почему-то там нет и намека на мозаичное панно «Моя Родина». Хотелось бы получить ответ от ответственных сторон о судьбе мозаики народного художника СССР Ю.К. Королева. Надеемся на лучшее.
1 комментарий