Никола в Столпах — 2018
Александр Можаев
Надо бы записать для истории некоторые факты, о которых поговорилось, да и кануло на дно фб, а спустя немногое время поисковики не выдают ничего или же выдают то, чего не было. Вот, например: обнаружение фундаментов церкви Николы в Столпах летом 2018 года. Гуглятся лишь сообщения о том, что Департамент капитального ремонта успешно музеефицировал «наиболее сохранившийся участок белокаменного основания стены храма» и о доброй воле столичных властей, принявших решение о музеефикации вскрытых благоустройством «Моей улицы» фундаментов.
Хронология событий на деле была такова:
В 2013 году при прокладке траншеи в М. Златоустинском переулке был раскрыт фрагмент каменной кладки фундамента галереи церкви. Т. е. было подтверждено, что памятник археологии сохраняется под тротуаром переулка, была возможность предусмотреть опережающие плановые работы. Особенно привлекательна была мысль о создании масштабного музеефицированного раскопа не только на тротуаре, но и на месте основного объёма храма — меж забором и спортзалом ВШЭ (глухая стена спортзала также могла бы играть роль витрины с изображением или проекцией утраченного памятника). Однако через 5 лет, в добрых традициях «Моей улицы», археологическое наблюдение велось лишь в процессе работ по благоустройству, а музеефикация выполнена формально, халтурно и очень позорно.
Фундамент галереи церкви был полностью раскопан в начале мая 2018. Также была раскрыта часть фундамента апсиды под тротуаром Армянского переулка. На фотографиях видна кирпичная лента фундамента, поврежденная трассами продольных коммуникаций, её белокаменная облицовка и странные вертикальные плиты песчаника, которыми обычно выкладывалась горизонтальная отмостка у стен зданий. К ним примыкает булыжное мощение проезжей части переулка.
По наблюдению местного жителя Валентина Карелина, этот «забор» из плит, залегавший прямо под асфальтом, шёл по обеим сторонам переулка без разрывов как минимум до усадьбы Казакова: старая отмостка была использована в качестве бортового камня при устройстве первых советских тротуаров.
Архитектор Петр Шутов предлагает более дотошную версию возникновения этой аномалии:
«Древняя церковь XVII в. выступала за красную линию и, по мнению советской власти, мешала организации движения. После слома церкви доломитовые плиты были использованы как бордюр для нового тротуара расширенного переулка и сверху заасфальтированы. Поскольку такой узел не предполагал аккуратного примыкания асфальта к внутренней части бордюрного камня (он был криволинейный, поскольку отмостка гладко обрабатывалась только с одной стороны), то асфальт клался поверх бордюра, что можно увидеть в начале фильма «Летят журавли», где на фоне титров героиня пытается пройтись по кромке тротуара и делает это с трудом, при этом на переднем плане виден наплыв асфальта на бордюр со сколами».
Археологи поддержали идею музеефикации памятника, но уже 22 мая в переулке начались работы по сооружению бетонной основы для мощения тротуара. Это обеспокоило наблюдающую общественность, 25 мая в ОП РФ прошли слушания по вопросу, на имя С.С. Собянина было направлено коллективное обращение от имени ряда известных архитекторов, искусствоведов и общественных деятелей с просьбой «дать распоряжение об изменении сроков окончания работ по благоустройству, поручить провести работы по консервации и сохранению объектов археологии, по проектированию на их основе археологического парка с музеефикацией указанных объектов на месте». Была создана рабочая группа с участием общественности, прошло несколько встреч с главой Департамента капстроительства А.А. Елисеевым. Несмотря на сроки, были все условия для того, чтобы исполнить задачу на достойном уровне.
3 августа 2018 во внутренней переписке Архнадзора появляется сообщение Марии Коробовой: «Никола в Столпах. Беда. Говорят, что приезжала архитектор для работы по музеефикации, открыли тряпки, а там все разворочено, украдены камни. По сути, повторение истории на Биржевой«.
На переднем плане этого фото мы видим участок раскопа, на месте которого сейчас находится витрина. Под кучей обломков видна сохраняющаяся кладка (в уровне грунта, слева от тачки). Очевидно, это и есть фрагмент, о котором на сайте Мэра сказано: «Для музеефикации выбран наиболее сохранившийся участок белокаменного основания стены храма площадью около шести квадратных метров. В ходе его расчистки на этом месте были открыты три фрагмента надгробий XVII века». На фото никаких надгробий не видно, но, видимо, они могли залегать глубже (опубликованные материалы, которые бы освещали ход дальнейших работ, нам неизвестны). В любом случае, очевидно, что наиболее сохранившимся этот участок стал лишь после того, как были разорены другие раскопанные части памятника.
Тем не менее в декабре «раскрытие и фиксация остатков фундаментов северной галереи и апсиды церкви» было отмечено премией конкурса «Московская реставрация 2018» (инфощит находится сейчас на Чистопрудном бульваре).
А вот что можно наблюдать в Малом Златоустинском:
Занятная краеведческая интрига с бордюром пропала: его плиты перевернуты задом наперед и использованы как цоколь витрины.
Зелень на памятнике археологии — очевидно, та самая «гидрофобизация всех каменных поверхностей», отдельно отмеченная в наградном листе премии.
Подсветка короба перестала работать через несколько дней после сдачи объекта, стекло потеет и бликует, штукатурка осыпается. Информационная часть витрины формальна и неинтересна.
Планировавшаяся сигнация (выкладка тротуарным мощением контуров храма с пятью апсидами) не реализована, но при этом есть указывающие на неё таблички!
Мужчина, аннотированный Милославским, уже давно проживает в витрине, входя через незапертый люк на её поверхности.
Почему вышло так, а не иначе? Вероятно, ответ в афоризме, произнесённом одним из ответственных лиц в общении с заинтересованной Покровской общественностью: «Это никому не нужно, таких как вы — 5%». В таком виде — действительно не нужно, я не смог найти частных фоторепортажей, говорящих о том, что за минувшие 2 года объект был интересен зрителям. Да и после упомянутой Биржевой, где другие ответственные лица убеждали прессу, что памятник 16 века не пострадает, если его разобрать по камням и собрать обратно, — всё идёт своим чередом. В итоге остаётся лишь процитировать И.И. Кондратьева, написавшего:
«Чтобы победить наследие, надо всего лишь назначить им управлять правильного, двоемыслящего чиновника. И он сделает вам то, чего не смогут сделать все завоеватели за всю историю вашей Родины – лишит вас национальной памяти. При этом он умело представит «обитателям района» всё так, что именно он сохранил их наследие, и что то, что они видят, это оно самое наследие и есть. Он сможет обмануть всех, кроме бомжей, которые в сто раз умнее и не верят ни в какие сказки».