Мастерские Левитана и Корина: что дальше?
Судьба мастерских двух выдающихся русских художников вызывает тревогу: последнее пристанище Исаака Левитана в Москве продается и может стать офисом, а дом-музей Павла Корина ветшает и разрушается. Координатор Архнадзора Дмитрий Чижков напоминает о ценности обоих памятников.
В Москве выставлен на продажу Дом-мастерская Исаака Левитана, объект культурного наследия федерального значения, расположенный в Большом Трёхсвятительском переулке. По информации, опубликованной компанией «Дом-РФ», стартовая цена составляет 55 млн. рублей, заявки на участие в аукционе принимаются до 30 марта, торги состоятся 3 апреля.
Дом-мастерская расположилась в части усадьбы Марии Фёдоровны Морозовой. Её сын, меценат Сергей Морозов, всерьёз увлёкшись живописью, перестроил под мастерскую для своих занятий рисованием один из усадебных флигелей. В 1889 году по проекту архитектора Петра Дриттенпрейса по центру одноэтажного флигеля была встроена двухэтажная ротонда с купольным завершением, верхним световым окном и арочными окнами, декорированными наличниками-кокошниками. Так и не воспользовавшись собственной мастерской, Морозов в 1892 году передал её в безвозмездное пользование Левитану, с которым был дружен. Здесь художник жил и работал до своей кончины в 1900 году. Среди картин, написанных в Большом Трёхсвятительском, такие работы, как «Над вечным покоем», «Золотая осень», «Март», «Озеро», «Тишина», «Сумерки». И здесь же в 1893 году Валентин Серов написал портрет самого Левитана. В мастерской также бывали Чехов, Шаляпин, Тимирязев, Поленов, Васнецов, Нестеров и др.
Долгие годы в здании размещались мастерские аспирантов Академии художеств. Со временем здание стало постепенно ветшать, теряя элементы отделки фасадов. Половина флигеля была разобрана, ротонда «обросла» гаражами и частично скрылась за высоким забором. В начале 1960-х годов существовали планы по созданию музея И.И. Левитана, однако они так и не были реализованы. Несколько лет назад мастерские съехали, и опустевший дом был включен в Красную книгу Архнадзора, в номинации «запустение». Сегодняшнее состояние памятника внутри можно видеть в фоторепортаже архитектора-реставратора, соучредителя Благотоворительного фонда «Хитровка» Николая Аввакумова.
Атеперь здесь может разместиться ресторан, офис или жилые апартаменты. Именно под такие цели, по мнению экспертов в области коммерческой недвижимости, может быть приспособлено это сакральное для российской культуры место. Проблемы удалось бы избежать, если бы в предмете охраны таких объектов, среди прочих особенностей, содержалась историко-тематическая функция. А также если бы государство не рассматривало их как просто недвижимость, а находило возможность регулировать их оборот в качестве индивидуально-определенных объектов, вплоть до безвозмездной передачи учреждениям и организациям культуры.
Куда более печальная ситуация складывается вокруг другого «краснокнижного» памятника — Дома-музея Павла Дмитриевича Корина, потомственного палехского иконописца, замечательного художника и реставратора. Он жил и работал на Малой Пироговской с 1933 года, здесь написал свой незавершённый эпический труд «Русь уходящая» и многие другие произведения. Дом-музей основан в 1968 году, по воле самого художника, который завещал дом и коллекцию Государственной Третьяковской галерее.
Архнадзор уже рассказывал о реконструкции, в ходе которой дом потерял исторические интерьеры, хранившие память о художнике. После слома печей и дымоходов, замены полов, внутренних перегородок, перекрытий и конструкций кровли на «несгораемые» работы были прекращены. С тех пор минуло уже шесть лет, а мемориальный музей так и стоит с заколоченными окнами, не отапливается и ветшает, грозя на сей раз полным разрушением. И все это время Мосгорнаследие, Москомархитектура и Государственная Третьяковская галерея, в чьей собственности находится объект, заверяют общественность в том, что ремонтные работы вот-вот возобновятся, но пока дело ограничивается лишь латанием временной кровли.
В 2018 году пришла новая напасть: на соседнем участке началось строительство 8-этажного гостиничного комплекса с подземной автостоянкой. В нескольких метрах от объекта культурного наследия был вырыт котлован на минус 2 этажа, что могло оказать негативное влияние на состояние его фундаментов. Возможно, именно по этой причине реставраторы не спешат выходить на объект, дабы не пришлось после окончания реставрации устранять ещё и последствия соседней стройки. Новое сооружение из монолитного железобетона стремительно растёт вверх, и скоро мы увидим огромный, нависающий над памятником, символ агрессивной урбанизации.
У нас сейчас принято много говорить о патриотизме, о необходимости воспитания у молодёжи чувства долга и любви к родине. Но тогда почему же у нас выходит так, что недвижимые хранители памяти о людях, сделавших нашу страну по-настоящему великой, подвергаются поруганию, а ценится лишь то, что приносит сиюминутный доход, никак не способствуя духовному воспитанию человека? Почему одно мемориальное место выставляют на торги, с перспективой размещения там очередного «рентабельного» заведения, а второе — действующий музей — подвергают разорению и запустению? И поводов для подобных вопросов меньше не становится.
1 комментарий