Станциям Ранцево и Скакулино – быть?
Железнодорожное наследие снова в опасности. На этот раз под угрозой закрытия оказались уникальные станции Ранцево и Скакулино, расположенные на Кувшиновской железнодорожной линии в Тверской области.
Кувшиновская линия – своего рода «музей под открытым небом». Как и много десятилетий назад, здесь, всего в трёхстах километрах от Москвы, прибывающие поезда встречают поднятым крылом семафора с разноцветными огнями, а отправляют, вручая машинисту небольшой металлический жезл, на котором написаны названия этой станции и следующей, до которой ему разрешено движение. Конечно, все эти устройства – и семафоры, и электрожезловую систему движения поездов – можно увидеть в музеях, но в настоящей «живой» работе они сохранились только на этих небольших станциях, затерявшихся где-то между Петербургом и Москвой.
Кувшиновская – классический малодеятельный участок, какие ещё остались на наших железных дорогах. Поезда ходят здесь даже не каждый день. Именно поэтому её не затронули технический прогресс и многочисленные реконструкции, давно отправившие в небытие такие же семафоры и жезлы на «больших» железнодорожных магистралях. Но именно такие малодеятельные участки становятся первыми жертвами «оптимизации», «сокращения расходов» и прочих действий, направленных на улучшение финансового состояния наших железных дорог.
И что самое обидное, Кувшиновская линия почти дождалась своего музея: в нескольких десятках километров от неё находится станция Осташков – «паровозная столица» нашего времени. Каждую субботу в Осташков прибывает поезд с настоящим паровозом, до Кувшиновской линии ему остаётся пройти всего 40 километров. А дальше – неспешная линия, петляющая среди лесов и болот, легко перепрыгивающая через речки изящными мостиками и встречающая паровоз теми самыми семафорами, причудливыми деревянными вокзалами. Работающие на них прекрасные люди не просто встретят и отправят поезд, но и обязательно расскажут всем интересующимся, как устроена и работает эта нехитрая (но в то же время безотказная!) железнодорожная техника родом из середины прошлого века. Расскажут не потому, что у них это записано в должностной инструкции или им за это платят – нет, просто они увидели интерес в глазах собеседников.
Поезд бежит дальше и приходит на станцию Торжок, откуда вполне современная «Ласточка» всего за час домчит нас до Твери, а там и до Москвы или Петербурга рукой подать. Вот вам готовый экскурсионный маршрут: Бологое – Осташков – Кувшиновская линия (со станциями Ранцево и Скакулино) – Торжок. Главное – не ломать ту историю, которая удивительным образом сохранилась до наших дней. А для этого надо прямо сейчас, раз и навсегда принять решение, что станциям Ранцево и Скакулино – быть!
Сохранить нужно не только технику, но обязательно оставить при ней сотрудников железной дороги, тем более, что их всего двое: по одному дежурному на каждую из станций.
Копеечная экономия, которую Октябрьская железная дорога получит от закрытия этих двух станций, будет с лихвой перекрыта прибылью от будущих экскурсионных маршрутов по действительно заповедным железным дорогам Тверского края. Лучший вариант сохранения старинной техники – продолжение её эксплуатации, тем более, что опыт её содержания и использования на Кувшиновской линии есть.
Общественное движение «Архнадзор» направило письма Генеральному директору – председателю правления ОАО «РЖД» Олегу Белозёрову и начальнику Октябрьской железной дороги Виктору Голомолзину с просьбой сохранить работу уникальных станций Ранцево и Скакулино. Мы призываем всех неравнодушных к истории наших железных дорог сделать то же самое через электронные приёмные ОАО «РЖД» и Октябрьской железной дороги.
Текст нашего обращения:
Уважаемый Олег Валентинович,
Как нам стало известно, готовится решение о закрытии двух станций – Ранцево и Скакулино, находящихся на историческом Кувшиновском подъездном пути, входящем ныне в состав Октябрьской железной дороги.
Эти станции находятся на малодеятельном участке и представляют огромную историческую и культурную ценность: на них сохранились действующие семафоры и электрожезловая система управления движением поездов, маршрутно-контрольные устройства, использующие ключевую зависимость стрелок и сигналов. На станции Ранцево действует железнодорожный переезд со шлагбаумами, управляемыми вручную при помощи системы тросов и блоков. Подобная железнодорожная техника сохранилась лишь в музейных экспозициях, где она находится в статичном положении и демонстрация её работы не предусмотрена. В то же время на Кувшиновской линии все эти системы исправны и по сей день используются для движения поездов, представляя собой действующий музей под открытым небом.
Исключительную ценность станций Ранцево и Скакулино отмечает известный исследователь Российских железных дорог А.Б. Вульфов. Например, в его книге «Бологое-Полоцкая – заповедная железная дорога» (Москва, МОО «Общество любителей железных дорог (ВОЛЖД), 2009 г.) многократно говорится о необходимости сохранения ансамбля железнодорожной линии Бологое – Осташков и ветви Соблаго – Торжок, включая их технические устройства.
Сохранение исторического ансамбля Кувшиновской линии предусмотрено Поручением Президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина «ПП-10 от 31.01.2006 г. «О сохранении железнодорожных объектов ОАО «РЖД», имеющих культурно-историческую ценность» и подготовленным в соответствии с ним приказом начальника Октябрьской железной дороги №Окт-94 от 27 декабря 2011 г.
Несмотря на отсутствие регулярных экскурсионных маршрутов по Кувшиновской линии, станции Ранцево и Скакулино привлекают множество туристов и фотографов, в том числе из Москвы и Петербурга. Их посещение является практически обязательным по пути в Осташков и далее на озеро Селигер. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы и фотографии, в том числе в сети Интернет.
Ансамбль станции Ранцево: деревянный вокзал, два стрелочных поста, семафоры и шлагбаумы – признан объектом культурного наследия.
Просим Вас не допустить закрытия станций Ранцево и Скакулино Кувшиновской линии Октябрьской железной дороги, предусмотреть продолжение их работы, включая эксплуатацию технических систем (семафоры, электрожезловая система, маршрутно-контрольные устройства с ключевой зависимостью, ручные шлагбаумы) и дежурство персонала. Решение о сохранении этих станций положительно скажется на имидже ОАО «РЖД» и Октябрьской железной дороги, позволит сохранить в работе уникальные технические системы и организовать в будущем действующий железнодорожный музей на Кувшиновской линии.
Координационный совет ОД «Архнадзор»
7 комментариев