Четыре четверти пути
10 лет назад, в ночь с 18 на 19 декабря 2009 года, пожар уничтожил советскую надстройку дома № 6 в Потаповском переулке, знаменитых с того дня палат Гурьевых.
Двухэтажные палаты включают полуподвал XVII века, принадлежавший купцам Гурьевым, и парадный этаж первой половины XVIII столетия, возведенный знатным придворным Родионом Кошёлевым. Над ними третий этаж XIX века, когда усадьба последовательно принадлежала купцам Кокореву и Абрикосову.
Великолепные абрикосовские интерьеры пострадали не от огня, а от пожарной проливки на морозе.
Спустя всего трое суток специальная комиссия правительства Москвы под руководством Владимира Ресина рекомендовала мэру Юрию Лужкову исключить памятник из перечня выявленных.
Целью застройщика, ООО «Регион-инвест», были полный снос и новое строительство в древнем владении. Для этого, конечно, и затевался пожар; для этого и рисковали жизнью обитавших в доме гастарбайтеров.
Экспертиза, объявившая парадные интерьеры погибшими в огне, была наготове; ее удалось опровергнуть с помощью тележурналистов, проведенных в здание. Многодневный эстафетный пикет, специальная выставка, иск в суд и даже фильм-мистификация — вот лишь несколько приемов «защиты Гурьевых», выстроенной Архнадзором и нашими единомышленниками.
Протокол Ресина так и не стал распоряжением Лужкова. Но дом на долгие годы запустел.
Четверть пути к его спасению была пройдена в 2012 году, когда палаты стали памятником регионального значения. К сожалению, новое правительство Москвы сохраняло отношения с инвестором до 2014 года, и все это время дом продолжал пустовать. Переход памятника в оперативное управление города знаменовал половину пути. Увы, к тому времени интерьеры парадной анфилады получили серьезные повреждения.
В 2016-2018 годах город предпринял четыре попытки продать памятник, хозяином которого стало наконец ООО «ВК ИНВЕСТ». Так были пройдены три четверти пути. С тех пор сгоревшая надстройка разобрана, а минувшей осенью прошел экспертизу проект реставрации.
Десять лет нас спрашивали, где же в этом многажды перестроенном жилом доме палаты, столь нам дорогие. Сейчас они предстали перед москвичами в габаритах XIX века. В теле сгоревшей надстройки даже найден мезонин.
А следы барочного декора палат Родиона Кошелева давно раскрыты на всех фасадах. Палаты выглядели так (реконструкция Ирины Изосимовой):
К сожалению, реставрация осложняется воссозданием надстройки, и уже в капитальных материалах. Только добрая воля владельца может превратить проект реставрации в проект извлечения господского дома из «тела» наросшей над ним многоквартирной пятиэтажки. При такой, законной, последовательности событий имущественные органы могли бы согласиться на регистрацию уменьшенных площадей, а город — получить дополнительный «магнит» для туристов.
Просим считать этот текст обращением к домовладельцу.