«Названия московских мест для моего привычны слуха»
Ирина Чичкина
С чего начинается малая родина? Для многих – с названий родного города, улицы, переулка. Ведь имя места, или топоним, несет в себе память, связь с предыдущими поколениями, с историей.
21 ноября 2019 года началось движение поездов по Московским центральным диаметрам. Значительная часть МЦД проходит по историческим отрезкам подмосковных железных дорог, которые строились с середины XIX века. Исторические вокзалы столицы и пассажирские станции с привычными многим поколениям москвичей названиями давно стали местами притяжения, а частые поездки через них — фактом биографии миллионов жителей Москвы и Подмосковья.
Однако целый ряд названий в одночасье могут исчезнуть с карты города. 18 октября 2019 года правительство Москвы направило обращение в ОАО РЖД по поводу интеграции пригородного железнодорожного сообщения с транспортной системой Москвы. Правление РЖД пошло навстречу московскому правительству и приняло решение об унификации названий остановочных пунктов и станций метрополитена якобы для улучшения навигации пассажиров. Решение по такому важному вопросу было принято стремительно, без проволочек, на это потребовалось меньше месяца.
Решено переименовать 19 станций Московской железной дороги и 5 Октябрьской железной дороги.
Формально названия станций РЖД не меняются: например, та же станция Люблино — это огромный комплекс из грузовой станции, локомотивного и моторвагонного депо и трёх остановочных пунктов в границах этой станции: Люблино, Депо и Перерва. Именно эти три названия объявляют в электричках.
Но «большую» станцию Люблино переименовывать не будут. Меняются только названия остановочных пунктов в границах станции — те самые, которые пассажиры слышат в поездах и читают на указателях. Для пассажира важны именно эти названия, других он не знает, и только они в его глазах являются станцией.
Переименование происходит по нескольким алгоритмам.
Многим станциям решено присвоить новые имена или зачем-то изменить грамматическую форму старых. Тушино станет Тушинской, Кунцево 1 – Кунцевской, Реутово – Реутовым, Петровско-Разумовское изменит пол и станет Петровско-Разумовской.
Некоторые названия меняются местами.
Инновационный центр Сколково становится Сколково, а Сколково – Мещерской. Неужели такая чехарда приведет к улучшению навигации?
Другая группа переименований выглядит экстремальнее.
Платформа Москва-Бутырская будет переименована в Савеловскую, Ленинградская в Стрешнево, Ржевская станет Рижской, Люблино – Кубанской, Фрезер — Андроновкой, Перово – Чухлинкой, Новая – Авиамоторной , 47 км – Ипподромом, Москва-Сортировочная-Киевская – Поклонной, Карачарово – Нижегородской , Северянин – Ростокином, Коломенское – Варшавской, Москва-Товарная-Павелецкая – Дербеневской, Нижние Котлы – Нагатинской, Планерная – Молжаниновым, Ховрино – Староховриным, Крюково – Зеленоградом, НАТИ – Лихоборами.
И если переименование некоторых чересчур длинных (например, Москва-Товарная-Павелецкая) или, наоборот, кратко-обезличенных (47 км) поддаются логическому объяснению, то большинство переименований выдают отсутствие исторических и даже логических обоснований. Вот несколько примеров.
Переименование Ховрино в Староховрино антиисторично и нелепо. Историческое, старинное название «Ховрино» переделывают зачем-то в «Староховрино» добавлением избыточного эпитета. Название станции восходит к названию села Ховрино, известному с XV века как владение Ховриных, «сурожских гостей», то есть богатых купцов, торговавших с севером Италии через Сурож–Судак. Старинное название требует не искусственных дополнительных эпитетов, а наоборот, уважения к своим сединам. Следуя этой логике, скоро на карте может появиться «Староклин», «Староколомна», а то и «Старомосква».
Историческим нигилизмом отзывается и переименование на еще не запущенной ветке МЦД3 станции Крюково. Ее решено переименовать в Зеленоград. Жители подмосковного наукограда , появившегося много позже Николаевской железной дороги с исторической станцией Крюково, давно привыкли к названию железнодорожной станции Крюково. Она унаследовала имя от соседнего села, известного с XVI века. В 1941 году через станцию Крюково проходила линия обороны Москвы, а у станционного поселка Крюково погиб не один взвод регулярной армии и московского ополчения. В 1966 году останки Неизвестного солдата именно из братской могилы в окрестностях Крюково были перезахоронены у Кремлевской стены, а в 1974 году здесь был установлен памятник защитникам Москвы. Утрата исторического названия железнодорожной станции, которому более полутора веков, будет невосполнима.
С 1866 по 2019 год существовала пассажирская станция Люблино-Дачное Московско-Курской железной дороги. Название станции было связано с названием сельца XVII века, усадьбой Люблино начала XIX, эта местность была любима дачниками. Этой станцией при поездках на дачу пользовался Ф.М. Достоевский. По решению РЖД станция с лирическим названием станет Кубанской. Новое название выбрано по Вокзальной улице, в свою очередь переименованной в Кубанскую только в 1964 году. Причем это название в советское время было выбрано по расположению улицы на юго-востоке Москвы.
Сходная судьба у станции Нижние Котлы Павелецкого направления. Ей суждено стать Нагатинской. Дачное место Нижние Котлы было хорошо известно: в 1891 году В.В. Верещагин построил здесь «избушку на курьих ножках» и проводил в ней летние сезоны до 1904 года, работая над серией картин об Отечественной войне 1812 года. Деревня Нагатино находилась значительно восточнее, у берега Москвы-реки. Переименовывая историческую станцию, существовавшую с 1866 года, мы теряем память о дворцовом селе на Большой Серпуховской дороге.
Станция Перово переименовывается по соседней станции Курской железной дороги в Чухлинку. Здесь сходятся станции Казанской, Рязанской и Курской железных дорог, и такое переименование, возможно, вызовет только сумятицу в умы пассажиров. Поэтичное название Перово напоминает о старинной усадьбе А.Г. Разумовского, о многочисленных дачах , на которых жили К. Бальмонт, В. Шухов, О. Книппер, Д. Кедрин, а также о драматичных событиях революции 1905 года, в память о которых в городе Перово (а не в Чухлинке) был установлен монумент жертвам восстания и мемориальная доска.
«В Перово отдается много дач; тамошняя местность лесиста, пруд для купания обширен, сообщение с Москвой близкое и удобное, по железной дороге», — писал в 1877 году публицист С.М. Любецкий. Трудно представить себе поток дачников, направляющийся в Чухлинку.
Замена названия Москва-Бутырская на Савеловскую поведет к утрате памяти о том, что это место расквартирования Бутырского полка под командованием Патрика Гордона и расположения Бутырского замка. Название Савеловского вокзала по железнодорожной станции, располагающейся в г. Кимры Тверской области, заместит память о московских событиях и людях.
Переименование железнодорожной станции Фрезер, открытой в 1932 году, в Андроновку стирает память о заводе режущих инструментов «Фрезер», орденоносном промышленном флагмане, пусть ныне обанкротившемся и закрытом.
Платформа Карачарово Горьковской железной дороги получила свое название от древнего села на Рязанской дороге, которое видело отступавшее русское войско в 1812, а в церкви Троицы Живоначальной в Карачарове, по преданию, молился М.И. Кутузов. Предлагаемое название – Нижегородская – гораздо новее: в 1922 году часть Рязанского шоссе была переименована в улицу Нижегородская. Так в городской топонимике культивируются более новые и вытесняются старинные названия.
Название платформы Северянин тоже обречено. Она будет называться Ростокино. Открытая в 1929 году на участке электрифицированного железнодорожного пути между Москвой и Мытищами, она получила имя по поселку рабочих Северной железной дороги. Можем ли мы забывать об их трудах и судьбах? Почему нынешние сотрудники РЖД готовы так легко проститься с эти названием? Планируется ли переимновывать Северянинский путепровод? Сооруженный в 1953 году, он был назван именно по платформе Северянин, рядом с которой располагался.
Московские топонимы – свидетели многовековой истории города, часть нематериального наследия. Показательно, что в столице новой России в 1990-е годы большинству московских улиц вернули их исторические имена. Каждый топоним складывался в процессе развития города, он связан с историей и спецификой местности. Давно нет стен Белого города, но Москва хранит названия площадей Арбатских, Никитских, Пречистенских ворот и так далее. Вошло в состав Садового кольца место земляного вала Скородома, а улица Земляной вал напоминает нам об этом. Московским топонимам посвящают стихи, песни, экскурсии. Городской микротопоним – это живой символ малой родины на карте огромного мегаполиса.
Закономерно создание еще в 1959 году Московского городского отделения Топонимической комиссии при Русском географическом обществе. При правительстве Москвы подобная межведомственная комиссия тоже существует с 2002 года. Существует и закон города Москвы от 8 октября 1997 года № 40 «О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена города Москвы». К сожалению, ни в один предмет охраны не включены исторические названия железнодорожных станций, вошедшие в состав мегаполиса.
Столь массовое и стремительное переименование не может совершаться без публичного обсуждения. Названия родных мест, в том числе улиц, переулков, станций – основа идентичности современного горожанина. Они требуют уважения и сбережения.
Опасен и сам прецедент. Так, во время какой-нибудь железнодорожной поездки мы можем не обнаружить знакомых станций и платформ, переименованных по воле какого-нибудь губернатора или градоначальника, обратившегося к сговорчивому руководству РЖД.
«Да и названия улиц Москвы, ее проездов, урочищ, площадей и целых районов почти всегда памятны и красноречивы. Все они — и самые «трубногласные» и торжественные, такие, как Кремль и Красная площадь, Лобное место и Китай-город, — и исторически полновесные, связанные с памятными событиями или прославленными людьми», — писал о московской топонимике известный лингвист Л.В. Успенский.
12 комментариев