Топонимия: презумпция невиновности
Заявление Общественного движения «Архнадзор»
20 ноября председатель комиссии Мосгордумы по культуре Евгений Герасимов сообщил, что театр «Ленком» обратился с предложением назвать одну из улиц Москвы именем Марка Захарова и что «вероятнее всего будет выбран… Настасьинский переулок, потому что он ведет прямо к театру». Два дня спустя художественный руководитель театра Марк Варшавер заявил: «…Уже есть решение! Настасьинский переулок будет переименован в переулок Марка Захарова». 25 ноября Евгений Герасимов фактически дезавуировал свои предыдущие слова.
По нашим сведениям, такого решения действительно нет, и даже его проект не поступал в Городскую межведомственную комиссию по наименованиям, как того требует городской закон «О наименовании территориальных единиц, улиц и станций метрополитена…»
Тот же закон (ст. 15) устанавливает, что изменение наименований производится в исключительных случаях, к каковым относятся: возвращение исторических наименований; устранение дублирования; изменение статуса или назначения объекта; рекомендация президента Российской федерации и / или мэра Москвы.
То есть ликвидация исторических наименований исключена законом по умолчанию, но по умолчанию же этот запрет может быть преодолен обращением президента или мэра.
Понимая, что театр «Ленком» имеет возможность инициировать такое обращение, Архнадзор считает необходимым сформулировать свою позицию как по этому частному случаю, так и по проблеме в целом.
1.
Настасьинский переулок впервые упомянут в петровскую эпоху, в Актовых книгах 1715 года, то есть уже более 300 лет назад. В продолжение XVIII века именовался Настасовым, Князь-Настасовым, Князь-Настасьевским. В названии запечатлелось имя домовладелицы, княгини Анастасии Афанасьевны Волконской, супруги князя Федора Михайловича Волконского. Это мать одного из покорителей Берлина князя Сергея Федоровича Волконского, бабка Николая Сергеевича Волконского (старого князя Болконского из «Войны и мира»), прапрабабка Льва Толстого.
Но дело не столько в важности фамилии Волконских для русской истории, сколько в презумпции исторического названия. Исходя из этого принципа, в начале 1990-х годов улицам Москвы были возвращены почти все исторические названия. В частности, улица Чехова, на которой расположен Театр «Ленком», снова стала Малой Дмитровкой, что никак не ставит под сомнение величие Чехова. Настасьинский переулок всегда сохранял свое название, и было бы вдвойне странно потерять его теперь.
2.
Архнадзор предлагает увековечивать память ушедших современников созданием новых топонимических объектов, в том числе в центре города. Правительство Москвы уже практикует этот способ, придавая безымянным доселе скверам имена Шехтеля, Бунина, Булгакова, Плисецкой, Прохорова (последний – по инициативе граждан).
К Театру «Ленком» примыкает с севера незастроенный участок, не имеющий кадастровой регистрации. Аналогичный по статусу незастроенный участок примыкает к дому Марка Захарова со стороны 1-й Брестской улицы. Один из них может быть назван сквером.
3.
Архнадзор предлагает дополнить действующий закон «О наименовании…» прямым запретом ликвидации исторических названий, сложившихся до 1917 года, включая названия, восстановленные впоследствии.
Кроме того, предлагаем дополнить закон главой «Объекты топонимического наследия», предусматривающей создание реестра неприкосновенных названий-памятников. Такая редакция закона положила бы начало правовому регулированию в сфере нематериального культурного наследия Москвы.
4 комментария