Снос секретным распоряжением мэра
Заявление Общественного движения «Архнадзор»
Две недели назад, 5 сентября, в Преображенском, на улице Буженинова, за несколько часов был снесен дом 10, стр. 3, построенный до 1835 года дом Хатунцева.
Дом не был памятником, но входил в объединенную охранную зону № 193. Закон, как его понимают градозащитники, исключает снос исторических зданий в охранных зонах. Читаем закон:
«Охранная зона объекта культурного наследия — территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия» (73-ФЗ, ст. 34, п. 2).
Итак: запрет строительства и регенерация утраченного. Снос не регенерация, утверждаем мы.
Две недели мы ждали, что Правительство Москвы по нашему сигналу найдет и накажет виновных (информщита на месте не было). И получили ответ Объединения административно-технических инспекций (ОАТИ) за подписью его руководителя Андрея Кривошеева. Оказывается, дом снесен во исполнение распоряжения самого Правительства Москвы № 794-РП от 20 ноября минувшего года. Распоряжение так и называется: «О сносе нежилого здания, расположенного по адресу…»
Еще день мы потратили на поиски этого документа. Поскольку под 20 ноября опубликованы только распоряжения №№ 782 и 797. Между ними — пятнадцать неведомых распоряжений. В Правительстве Москвы конечно, сознают, что распоряжения о сносе исторических зданий вызывают протест у жителей города. Юридически отсутствие публикации относит распоряжение к ненормативным правовым актам, как будто речь идет не о наследии всего города, а лишь об интересах конкретного лица (возможного застройщика).
Ясно, почему снос оказался неожиданным. Но до сих пор неясно, чем он мотивирован: в распоряжении об этом нет ни слова.
История оказалась подобна прошлогоднему внезапному сносу деревянного дома на Новой Басманной, 23А по распоряжению Сергея Собянина.
Мы и теперь могли бы знать о готовящемся сносе, если бы существовала так называемая «Сносная» комиссия правительства Москвы, упраздненная судом с согласия самого правительства по иску очень конкретного застройщика в 2015 году. А имея голос в этой комиссии, могли бы постараться предотвратить его.
Мы могли бы знать о готовящемся сносе, если бы на смену комиссии пришел Совет по наследию при мэре города, о необходимости создания которого мы говорим столько лет. Созданный лишь при Мосгорнаследии, он не имеет ни полномочий рассматривать подобные вопросы, ни голосов для их решения. Мы имеем в нем два голоса из пятнадцати.
Иными словами, планы сноса исторической застройки, не имеющей индивидуального охранного статуса, общественность сегодня контролировать не может.
Конечно, в федеральном законе нужна прямая запись о запрете сноса исторических объектов в зонах охраны. Конечно, мы будем продолжать добиваться ее появления.
Но и городской законодатель вправе ввести эту норму, нисколько не противоречащую федеральному законодательству. Именно так уже поступил Санкт-Петербург.
Вот прекрасное занятие для новоизбранной Мосгордумы.
1 комментарий