Проходные дворы Подколокольного
Александр Можаев
14 июня 2019 года Департамент культурного наследия отказал в охранном статусе дому по адресу: Подколокольный переулок, 4, стр. 5. С 2009 года, когда у застройщиков появились планы по освоению квартала позади церкви на Стрелке, дом был прикрыт званием «заявленного» объекта. По замечательному совпадению, отказ в утверждении постоянного статуса последовал после продажи дома с аукциона по цене квартиры в этом квартале, т.к. предполагалось, что новый собственник возьмет на себя расходы по реставрации здания.
Строение 5 расположено в глубине сложного проходного двора, на плане 1852 года это третье от стрелки улиц владение (на месте второго, с парадным двором и полукруглым сквериком с 1882 года стоит Дом с атлантами). Войти сюда можно с Солянки, в ворота справа от дома №9. Отсюда виден дворовый фасад соседних Атлантов, но сами дворы изолированы друг от друга. И Атланты, и соседние с ними дома по обе стороны Подколокольного построены или перестроены академиком архитектуры В.Н. Карнеевым, отсюда заметная цельность этого городского фрагмента.
Прямо и налево, к проездной арке строения 5, разделяющего владение на две заковыристых части. По левую руку — двухэтажный флигель XIX в. За этот дивный фотоэтюд благодарим Алексея Михайловича Дедушкина.
Справа — строение 5, самая ранняя постройка квартала. Скромный трёхэтажный дом с чертами ампира, с облицованным белым камнем цоколем и мощными перемычками над его окнами. В кладке 1-го этажа видны клейма середины XIX века. В 1909 году дом был реконструирован, расширен и надстроен.
Согласно данным обследования, проведенного Мастерской №17 Моспроекта-2 в 2003 году, часть первого этажа здания и сводчатый подвал под нею выстроены не позже 1730-х годов. Известно, что с 1750-х годов усадьбой владел князь Тимофей Иванович Щербатов. По уточнению Рустама Рахматуллина — брат Семена Ивановича, владельца усадьбы в конце Подколокольного переулка, которая позже стала имением Н.З. Хитрово, учредителя одноименного рынка. Все свои.
Ещё одно уточнение Рустама: в 1774 году испанский Морской корпус в Кадисе заказывает парсуну своего бывшего гардемарина Тимофея Щербатова и ряда его однокурсников, «желая толь достойных сотоварищей предать памяти способом портретов».
Информация о датировке частей здания, почерпнутая из материалов историко-архитектурного опорного плана 2003 года, является официальным документом и не может не быть известна руководству Департамента культурного наследия. К тому же, с 2008 года территория утверждена частью достопримечательного места «Хитровка» (на схеме дом показан как памятник, а прилегающая территория находится в режиме запрета капитального строительства и искажения сложившейся композиции).
Тем не менее. Прямая речь Сергея Мирзояна, 1-го заместителя главы Департамента: «Ценностью объект не обладает. Рядовой элемент доходного строительства XIX века без выраженного архитектурного оформления. В этой связи было принято решение об отказе включения его в список выявленных объектов культурного наследия«.
Подворотня 5-го строения выводит нас в следующий, северный дворик бывшей усадьбы Щербатова. И здесь у меня появляются претензии к уважаемым авторам исследования квартала. Строение №4, стоящее по линии Подколокольного переулка (доходный дом чаеторговцев Расторгуевых, проживавших в соседнем Доме с атлантами, 1863, третий этаж надстроен в 1880 г., подробнее здесь), оценено ими как рядовой элемент, имеющий важное градоформирующее значение, но ценное лишь своим уличным фасадом. Меж тем оказался не замечен очень интересный дворовый фасад дома и его интерьеры.
Сейчас мы тут ничего особенного вроде как не видим. Но приглядевшись, можно заметить очертания заложенных клинчатых арок в нижнем этаже здания. Очевидно, это те самые гальдерейки, во второй половине XIX века бывшие ярчайшей особенностью дворов московского центра, а ныне являющиеся штучной редкостью, которая встречается лишь в заповедной окрестности Ивановской горки. Одна арка проездная, остальные заложены. Во 2 и з этажах, вероятно, были столбы, простенки меж которыми стали позднее тройными окнами.
Единственные сохранившиеся трёхэтажные галереи — на Покровке, 4, но там после революции все арки заменены на столбы.
Слева перед церковью на фото — старый вид галерей на Покровке. Пользуясь аналогией, можно предположить, что дворовый фасад дома Расторгуевых был примерно таким:
И наконец, интерьеры доходного дома Расторгуевых, снятые пять лет назад Андреем deletant.livejournal.com.
Несмотря на разгром, замечательная сохранность всех элементов, включая планировку, печи, лестницы, лепные карнизы и столярку.
Абсолютно достоверное свидетельство жизни настоящей, непарадной Москвы XIX века.
А это внутреннее пространство галереи:
И подвал, своды которого напоминают своды соседних Соляных подвалов:
Очевидно, что не только фасад, а весь объём с интерьерами должны быть включены в предмет охраны дома, ныне обладающего лишь статусом ценного градоформирующего объекта. И так же очевидно, что решение Департамента по 5-му строению, принятое при закрытых дверях, вопреки данным исследований и статусу достопримечательного места, решает судьбу не только строения, но и всего квартала. Который может быть продан, выпотрошен и навсегда вырезан из общественного городского пространства, а может стать полноценной частью и ещё одним украшением лучшего исторического района центра.
4 комментария