Меж двух фасадов
Дом фельдмаршала Каменского уполномочен по правам человека
Константин Михайлов
Недавно благодаря любезному приглашению Мосгорнаследия мне удалось посетить дом фельдмаршала Каменского на Смоленском бульваре (№ 19, стр. 2) и увидеть, как проходит его реставрация-реконструкция под штаб-квартиру федерального Уполномоченного по правам человека.
Жаль, конечно, что этот интересный памятник архитектуры XVIII века и после «сдачи объекта» москвичи, скорее всего, смогут видеть лишь по чьему-нибудь любезному приглашению, ввиду известных административно-режимных ограничений. Впрочем, это следующая история.
По-новому взглянуть
Мы оставили дом фельдмаршала Каменского в весьма интересном положении, когда Мосгорнаследие в апреле 2017 года вняло публичным и непубличным призывам Архнадзора и выдало предписание об остановке работ (им же ранее разрешенных) на фасадах. Там вовсю «уделывались» серой обмазкой раскрытые реставраторами в 2016 году драгоценные фрагменты барочного убранства: части наличников с лучковыми фронтонами, белокаменные детали с тонкой профилировкой.
Более того, Мосгорнаследие сообщило тогда, что предписание это оно выдало «в связи с поступлением заявления об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия», причем «заявление поступило от аттестованного Минкультуры России эксперта А.Л. Баталова». В заявлении, как сообщал Департамент, были «изложены сведения, позволяющие по-новому взглянуть на вопрос об историко-культурной ценности здания».
Действительно, по-новому взглянуть стоило давно, поскольку 10 ноября 2011 года то же самое Мосгорнаследие отказало дому в статусе памятника. Причем на основании акта государственной историко-культурной экспертизы, выполненной… госэкпертом А.Л. Баталовым, с выводом «об отсутствии оснований для включения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, по адресу: Смоленский бульв., д. 19, стр. 2 в единый государственный реестр объектов культурного наследия». Дом был признан (и остается) «исторически ценным градоформирующим объектом».
О том, что дом построен как минимум во второй трети XVIII века и принадлежал в разное время графу Михаилу Федотовичу Каменскому, генерал-фельдмаршалу, участнику Семилетней и Русско-турецкой войн, и его сыну графу Николаю Михайловичу, участнику Швейцарского похода Суворова, общеизвестно было, конечно, задолго до 2011 года. Если уж этого было недостаточно… хорошо, однако, что хотя бы открытие барочного декора изменило положение дел.
Фасадное решение
Казалось, что дело идет прямиком к статусу памятника. И, собственно, оно к нему пришло, но Мосгорнаследие избрало для этого нетрадиционный путь. В мае 2018 года выявленным объектом культурного наследия был признан не дом Каменского, а два его фасада: главный восточный, обращенный некогда к бульвару, и дворовый западный, 1880-х годов, относящийся к пристройке времен Земледельческого училища. [Фасады дома Каменского включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия 8 мая 2019 года. Торцевые стены вошли в состав памятника по замечаниям Архнадзора — прим. ред.].
Логика такого решения, видимо, в том, что именно на фасадах сохранились архитектурные элементы. Мемориальная ценность, вероятно, призвана была незримо витать внутри охранного «сэндвича».
Почему дом не стал памятником целиком? Ответ на этот вопрос, скорее всего, тот же, что и на вопрос, почему дом не стал памятником в 2011 году. Заказчики реконструкций для столь важных ведомств не любят ненужных лирических препятствий.
Так что деяния Мосгорнаследия 2017–2018 гг. заслуживают абсолютной поддержки. В январе 2019 года на фасадах дома Каменского начались реставрационные работы. В апреле руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов рассказывал о них так: «В ходе реставрации было решено открыть и законсервировать белокаменные карнизы восточного (главного) фасада здания усадьбы и часть кирпичной кладки, сделав из них небольшую экспозицию. Для этого участок фасада расчистят, отреставрируют, а затем покроют специальным составом. Это позволит защитить его от негативного воздействия окружающей среды. На остальных участках будут также проведены вычинка кирпичной кладки, реставрация оконных проемов и воссоздание декора. В завершение поверхности оштукатурят».
В апреле же 2019 года городские власти опубликовали акт государственной историко-культурной экспертизы, выполненной по казенному заказу Екатериной Башировой: эксперт дала положительное заключение по вопросу внесения выявленного памятника «Восточный и западный фасады главного дома городской усадьбы М.Ф. и Н.М. Каменских второй половины XVIII в. – 1880-х гг., архитектор С.В. Федоров. Здесь в XIX – начале XX вв. располагалось Земледельческое училище с церковью свв. Кирилла и Мефодия» в Единый госреестр объектов культурного наследия как памятника регионального значения.
В ходе общественного обсуждения представители Архнадзора предложили внести в предлагаемые экспертом границы и предмет охраны памятника части торцевых фасадов дома, также сохранившие элементы отделки XVIII века, но Мосгорнаследие ответило, что все ценное и так учтено и куда надо внесено.
А перед реставраторами оставалось богатство выбора: элементы XVIII века, фасады XIX века, зондажи и их разнообразные сочетания в проекте реставрации и натуре.
Однако утвержденное Москомархитектурой в мае 2019 года архитектурно-градостроительное решение (АГР) никакого богатства выбора не демонстрировало. Проект был разработан ООО «Проектно-производственная фирма «Мастер»». Может быть, масштаб эскизов не тот?
Так будет выглядеть дом Каменского после реставрации-реконструкции. Парадный (вверху) и дворовый фасады
Осмотр натуры
Внешние работы в доме Каменского должны завершиться осенью, поэтому сейчас они в полном разгаре. В том числе и на фасадах-памятниках. Дворовый, понятное дело, восстанавливается в формах 1880-х годов.
Главный… на первый взгляд, никакого разнообразия, никаких зондажей или остатков барочных наличников. Как объясняют, пестроту посчитали не к лицу, то бишь не к фасаду, важному государственному учреждению.
Однако если приглядеться, то белокаменные профили и детали XVIII столетия на главном фасаде присутствуют. Частично сохраненные, частично докомпонованные. В том числе и очень редкие, с весьма необычным для XVIII века профилем.
Реставратор Сергей Куприянов рассказывает, что работа была не из легких. Задолго до признания здания (то бишь фасадов) памятником здание было «усилено» изнутри массивной бетонной прикладкой ко всем наружным стенам, при этом проделанные в ней проемы для окон не соответствуют фасадным. Не говоря уж о многочисленных переделках и перепланировках ХХ века. Но исторический размер оконных проемов на фасадах удалось сохранить, кладку – вычинить, белый камень – включить в общее решение, ориентированное на облик XIX века. Правда, различить эти фрагменты барочных фасадов на общем фоне способны только специалисты: они никак не выделены и не «обыграны», как иногда делают реставраторы. Но целы.
Показывать барокко на доме Каменского решено было (кем и когда – нам не известно) на участке южного, торцевого фасада, примыкающем к восточному. Здесь все воочию: и наличник с белокаменным фронтоном-навершием, и профилированные пилястры. В натуре здесь были «хвосты» срубленного декора, по которым реставраторы выполнили реконструкцию, причем из подлинного исторического кирпича.
Во дворе перед домом лежали непонятные белокаменные детали. С фасада? Нет, объясняли реставраторы, привезены с некоего другого объекта, использовались в качестве образцов для работы.
Печальная утрата – та самая роскошная резная белокаменная капитель, которая, видимо, произвела в 2017 году неизгладимое впечатление на Мосгорнаследие. На доме Каменского ее нет.
Как объясняют реставраторы (а они на объекте менялись), они ее и не видели. На фотофиксации 2016 года наличествует, но в живых не застали.
А ведь она, между прочим, записана в проект предмета охраны, который есть в составе акта государственной историко-культурной экспертизы Екатерины Башировой.
Досье. Городская усадьба на Смоленском бульваре известна с 1737 года. План 1760-х годов уже показывает здесь каменный 3-этажный дом. Одним из первых владельцев усадьбы был генерал-фельдмаршал граф Михаил Федотович Каменский. Позже дом перешел его младшему сыну — генералу Николаю Каменскому. О старшем сыне графа, генерале Сергее Каменском, упоминается в рассказе Николая Лескова «Тупейный художник». Усадьба пострадала во время пожара 1812 года, но была восстановлена. В 1833 году на средства московского генерал-губернатора князя Дмитрия Голицына усадьба была куплена для Земледельческого училища, где готовили агрономов, животноводов, землемеров и лесоводов. В 1880-х годах с дворовой стороны по проекту архитектора Сергея Федотова пристроили домовый храм свв. Кирилла и Мефодия.
В XIX–ХХ вв. усадебный дом многократно перестраивался, надстраивался, обрастал новыми корпусами. С заднего фасада он воспринимается так, словно стоит в глубоком каменном ущелье. Со стороны Садового кольца исторический комплекс застроен административным зданием ХХ века.