Новые метры Пушкинского музея
Получив палаты Лопухиных, ГМИИ мог бы отказаться от надстройки дома Голицыных. Заявление Общественного движения «Архнадзор».
Архнадзор призывает руководство Музея изобразительных искусств им. Пушкина, Министерство культуры России, Департамент культурного наследия Москвы вернуться к рассмотрению спорных проектов реставрации и приспособления памятников, уже принадлежащих ГМИИ, в связи с предстоящей передачей музею новых зданий.
20 июня 2019 года директор Музея изобразительных искусств Марина Лошак обратилась к Владимиру Путину с просьбой передать Музею изобразительных искусств особняк великого коллекционера Сергея Щукина (Большой Знаменский переулок, 8), принадлежащий Министерству обороны России. В ответ президент предложил подумать о создании музея Щукина совместно с Министерством обороны.
28 июня 2019 года заместитель министра культуры России Владиcлав Кононов сообщил прессе, что ГМИИ им. Пушкина получит в оперативное управление усадьбу Лопухиных с палатами XVII века в Малом Знаменском переулке, 3. Ранее памятник был изъят у Общественного музея Рерихов.
Архнадзор поддерживает передачу Музею дома Щукина. Мы выступали за его музеефикацию еще в 2012 году, когда он приспосабливался для приемной министра обороны, что сопровождалось изъятием части Большого Знаменского переулка из уличной сети. Считаем, что переулок должен быть восстановлен и открыт для постоянного прохода. Уличная сеть Москвы должна считаться памятником. Безопасность дома Щукина, даже при сохранении его за Министерством обороны, можно обеспечить восстановлением ограды его переднего двора. Тем самым будет восстановлена размытая «красная линия» Большого Знаменского переулка.
Не комментируя изгнание Музея Рерихов, заметим, что с передачей в управление ГМИИ палат Лопухиных число усадеб, находящихся в его распоряжении, достигнет семи, а с домом Щукина – восьми. Среди усадебных домов трое палат XVII века: князей Волконских, дворян Лопухиных и Толочановых, дом Голицыных XVIII века — постройка великих архитекторов Саввы Чевакинского и Матвея Казакова. В числе восьми домов — мемориалы Петра Великого, Екатерины Великой, Потемкина, Карамзина, Вяземского, Островского, Ивана Аксакова, Серова и многих других деятелей истории и культуры.
О полной музеефикации усадебного заповедника Волхонки можно было только мечтать. Увы, 12 лет проект развития ГМИИ сопровождается градозащитными конфликтами. В 2007-14 годах мы противостояли концепции тогдашнего директора музея Ирины Антоновой и архитектора Нормана Фостера, предполагавшей снос и новое наземное строительство на территории усадеб Голицыных и Глебовых, подземное – в усадьбе Вяземских. Согласно концепции, сносились даже памятники — флигели XIX века и автозаправка 1930-х годов на заднем дворе усадьбы князей Голицыных.
В 2010 году существовал серьезный риск слома Закона о наследии ради проекта Фостера.
В 2014 году мы поддержали, за отказ от сносов, новую концепцию развития, предложенную Юрием Григоряном (бюро «Проект «Меганом») и принятую Музеем.
Но даже после этого, в 2017 году, был начат вскоре остановленный снос флигеля усадьбы Глебовых — Бурышкиных (Колымажный переулок, 4, строение 2), противоречивший концепции.
Сегодня главные конфликтные узлы развития ГМИИ завязаны не в плоскости градостроительного проектирования, а в плоскости реставрации и приспособления памятников. Четыре из них включены в Красную книгу Архнадзора.
В усадьбе князей Вяземских – князей Долгоруковых (Малый Знаменский переулок, 3/5) ведется многоуровневое подземное строительство, с вывешиванием палат XVII века над 15-метровым котлованом и с выходом световых фонарей на поверхность парадного двора. Эта часть концепции унаследована от Фостера и согласована вопреки протестам градозащиты. Где гарантии, что усадьбу Лопухиных не постигнет та же участь?
В усадьбе Полтевых — князей Волконских (Волхонка, 8) законсервированы (обшиты досками) и пустуют палаты XVII века (строение 8), доступ к ним закрыт. В отсутствие внимания ГМИИ к этому памятнику интерес к благополучным палатам Лопухиных представляется по меньшей мере преждевременным. Палаты Волконских нуждаются в серьезной инженерной реставрации с выводом из аварийного состояния.
В усадьбе князей Голицыных (Волхонка, 14/1) готовится повторная надстройка главного дома (строение 5) двумя этажами. Советская надстройка по проекту разбирается, а новая «остекляется» в модернистском духе по проекту Юрия Аввакумова. Вместо возвращения к первоначальному образу или консервации сложившегося создается третий, новый образ. Ведущий художественный музей страны не дорожит возможностью восстановить первоначальный облик дома, построенного Чевакинским и Казаковым, а дорожит квадратными и кубическими метрами. Проект согласован и реализуется, но пока в реставрационной части.
Общественное движение «Архнадзор» считает, что передача Музею изобразительных искусств еще одного или двух усадебных домов позволяет скорректировать концепцию «приспособления» усадеб Вяземских и Голицыных.
Интерес музея, понимаемый как расширение, не единственный общественный интерес. Идентичность памятников, помнящих Карамзина или Островского, столь же важна, как размещение музейных коллекций.
К примеру, дом Голицына – единственная сохранившаяся в центре города резиденция Екатерины Великой, и вернуть ей первоначальный облик было бы абсолютно правильно.
Позиция имущественных органов, препятствующих уменьшению первоначальных площадей недвижимости, преодолевается нормой Федерального закона № 73-ФЗ, гласящей, что в рамках сохранения (реставрации) объектов культурного наследия их площадь и количество помещений могут изменяться (ст. 40, п. 3).
Архнадзор призывает руководство музея проявить добрую волю и отказаться от капитального строительства при реставрации принадлежащих ему усадеб.
5 комментариев